Финансовая честность — спасение для футбола?

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: SCANPIX

Футбольные клубы все больше зависят от денег. Теперь УЕФА будет требовать от них, чтобы они тратили не больше, чем могут заработать.

Последнее десятилетие в футболе отличается от прежних лет одним характерным показателем. Никогда прежде столь сильно на принятие решения не влияли деньги. И при столкновении различных подходов футбол далеко не всегда выходил победителем.

Эти годы войдут в историю не только тем, что один российский миллиардер спас лондонский клуб, стоявший на пороге банкротства, но и тем, что экономические труднос­ти самым решительным образом сказались на деятельнос­ти таких известных клубов, как Wimbledon, Leeds United, Fiorentina и Glasgow Rangers.

Руководители европейского футбола в новом проекте Financial Fair Play (FFP), или финансовой честной игры, видят спасательный круг, который не позволит клубам пойти на дно. Проще говоря, финансовый «фэйр-плей» требует от клубов, чтобы они тратили не больше, чем зарабатывают.

Главным сторонником FFP является его автор, президент УЕФА Мишель Платини, и, скорей всего, концепция будет воплощена, ведь ее поддерживают большинство европейских клубов. Другое дело, какими окажутся последствия проекта FFP и пойдет ли это все на пользу футболу.

Для чего нужен «фэйр-плей»
В 2010 году более половины европейских клубов оказались в минусе (на общую сумму 1,6 миллиарда евро), а задолженности выросли до 8,4 миллиарда евро. Наибольшую расходную часть составляют зарплаты футболистов.

В английской лиге в сезоне 2010/2011 зарплаты поглотили более половины бюджета, а фонд заработной платы клуба Manchester City составил 114 процентов бюджета, т.е. на зарплаты было потрачено на 14 процентов больше, чем клуб заработал. Убытки клуба в целом составили в том сезоне около 250 миллионов евро.

Идя на уступки клубам, им в рамках одного сезона позволят и впредь быть в минусе. Но если в один из сезонов клуб выступит неудачно, в последующие годы он обязан будет погасить задолженность. Надо сказать, что позитивные инвестиции — развитие инфраструктуры или работа с молодежью — FFP не учитывает как расходы.

В то же время финансовый «фэйр-плей» таит в себе и серьезные опасности. Во-первых, не исключено, что будут задействованы «юридически корректные» схемы, которые позволят переиграть FFP. Во-вторых, меры FFP увеличат разрыв между богатыми и бедными клубами. Но самое главное состоит, очевидно, в том, что финансовый «фэйр-плей» не решает основные проблемы, напротив, — создает новые.

Уже не один десяток лет футбол стоит на распутье, пытаясь найти ответ на вопрос, что такое собственно футбол. Это бизнес или скорее общественное движение? Только ответ на этот вопрос позволит определить границы деятельности и даст возможность установить правила.

Футбол лишь помогает прокладывать путь
Во многих странах футбол, являясь неотъемлемой частью общества, должен считаться с принятыми в обществе ценностями. Если попытаться, например, разделить на составляющие мотивы, которыми руководствуются владельцы клуба Paris Saint-Germain, то мы увидим, что ими движет не желание вывести этот довольно средний клуб на вершину европейского футбола, а стремление через клуб усилить свои политические, экономические и культурные позиции в Париже, во Франции и в Европе в целом.

То же самое можно сказать и о Manchester City, Chelsea, а также о клубах, спонсором которых является «Газпром». Ставки намного выше, чем просто игра в футбол, хотя в этой игре футбол и играет весомую роль. Для руководства этих клубов футбол лишь помогает прокладывать дорогу к более высоким целям.

Если УЕФА не хочет, чтобы клубы превратились в коммерческие предприятия, нужно защитить их. При нынешнем развитии событий футбол останется тесно связанным с бизнесом. Не лучше ли задуматься о том, почему клубы Real Madrid и FC Barcelona большую часть телевизионных денег делят в Испании, не разрешить ли клубам стать биржевыми предприятиями, не установить ли лимит заработной платы для футболистов?

Поскольку реализация финансового «фэйр-плея» все равно не избавит от всех опасностей, наоборот — увеличит финансовый разрыв между клубами, а доход клубов не интересует владельцев из числа нуворишей, УЕФА следует найти ответ на вопрос, каким должны быть отношения собственности, кто должен быть владельцем клуба.

Частный предприниматель (Chelsea) или коллектив людей, объединенных общими интересами (FC Barcelona)? Все эти мысли никак не согласуются с представлениями о рыночной экономике, но именно такое отношение УЕФА пытается пресечь.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх