«Обрезание» – спектакль о русских и эстонцах

rus.postimees.ee
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Анди (Александр Синякович) и Рахиль (Татьяна Егорушкина) любят друг друга, но странной любовью.
Анди (Александр Синякович) и Рахиль (Татьяна Егорушкина) любят друг друга, но странной любовью. Фото: Русский театр

Русский театр представил публике спектакль «Обрезание» – метафору отношений эстонцев и русских, или латышей и русских, или любых межнациональных конфликтов, пишет еженедельник «День за Днем».

Если коротко: наше время, США, она и он. Она – американская еврейка, он – немец из Германии. Они любят друг друга. Только она никак не может забыть, что он немец, а значит, по определению имеет прямое отношение к Холокосту. Отчаявшись, он решает доказать ей, что ради любимой готов порвать со своим народом, своей культурой, своей национальностью... Никто тут не без греха, о безусловном интернационализме одной стороны конфликта речь не идет: родственники Сары то и дело напоминают Анди, что он немец, а его немецкие друзья не в восторге от того, что он нашел себе еврейку. «Хорошо, – говорит Анди, – а что, если я начну говорить про тебя точно так же? Если я буду смотреть на тебя как на еврейку, а не как на человека?» На что Рахиль, вся в слезах, восклицает: «Как ты можешь?..»

По ходу спектакля Анди не раз и не два задается вопросом: «Терпеть только себе подобных – разве это не расизм, шовинизм или религиозный фанатизм?» Любой здравомыслящий человек скажет, что это он, но мы-то живем в странах, власти которых возвели моноэтничность в ранг высшего закона. Казалось бы, перед явью человеческих отношений всякие «национальные вопросы» должны пасовать, ведь они иллюзорны, – но только вот не пасуют, а наоборот. Культура и пресловутый менталитет становятся препятствием для самой любви. И это – очень страшно.

Александр Синякович и Татьяна Егорушкина играют проникновенно, может быть, оттого, что по сути эта постановка – не об абстрактных немце и еврейке, а о «нас и них» почти в любом историческом контексте. И в местном, эстонском, тоже. Когда тебя как инородца попрекают депортациями и оккупацией, к которым лично ты не имеешь никакого отношения, поневоле задумаешься, что же надо сделать, чтобы эта родина тебя все-таки полюбила. Сменить фамилию? Забыть родной язык? Порвать с родными, принести в жертву свое прошлое, свои мысли? Но как родина примет эту жертву? И не разумнее ли послать подальше все национальные вопросы в мире – чтобы быть приличным человеком? В конце концов, если в тебе видят только твою национальность, это диагноз – и вовсе не твой.

Подробнее о постановке «Обрезание» читайте в свежем выпуске еженедельника «День за Днем».

Комментарии
Copy
Наверх