Март Лаар собирается вернуться в Рийгикогу

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Заключительную речь на конференции Март Лаар, некогда возглавлявший правительство, произнес стоя.
Заключительную речь на конференции Март Лаар, некогда возглавлявший правительство, произнес стоя. Фото: Лийс Трейманн

В минувшую субботу в Таллинне прошла конференция, посвященная 20-летию первого правительства Марта Лаара. Восстанавливающийся после инсульта Март Лаар сказал, что в ближайшие месяцы собирается вернуться в Рийгикогу, но перед этим все-таки хочет услышать, что по этому поводу думают врачи.


«Я постараюсь прислушаться к словам врачей хоть раз в жизни. До сих пор я их особо не слушал, и результат налицо. Пережить такое во второй раз не хотелось бы», — сказал он о перенесенном инсульте.

На вопрос о том, сколько времени он собирается еще посвятить политике, Лаар ответил: «Уже давно надо было уйти, нужно было послушаться советов врачей. А теперь куда я денусь? Ведь политика тоже не так просто отпускает от себя». Он пообещал, что будет в политике менее активным, чем до сих пор. Лаар заверил, что по-прежнему намеревается написать несколько книг.

Отвечать надо вместе
«Если бы я продолжал в качестве министра, то, скорее всего, не написал бы ни одной из них. А теперь я понемногу пишу, и в этом году некоторые книги уже начнут издаваться. Но это, конечно же, зависит и от издателей», — сказал Лаар.

Например, вскоре должен появиться основанный на его докторской диссертации обзор национального движения в Эстонии XIX века, а также биографический лексикон в стиле «кто есть кто» о деятелях национального движения.

Скандал с финансированием Партии реформ Лаар назвал этическим вопросом, который невозможно решить при помощи законов. Ограничение телевизионной рекламы он посчитал разумным: «Другой вопрос — как это сделать.

Но этот пункт, который забирает существенную часть партийных бюджетов, на самом деле, является шагом вперед. Если бы не нужно было так много денег, то эти связи стали бы слабее».

Еще Лаар высказался по поводу забастовки врачей, отметив, что он, безусловно, поддерживает необходимость повышения зарплат медсестрам и сиделкам, однако раскритиковал непонятные требования забастовщиков. По его словам, прежде чем бастовать, все-таки нужно четко сформулировать требования, и совершенно очевидно, что такие требования невозможно выполнить за пару дней.

На вопрос о том, не имеет ли смысла сейчас, за год до местных выборов, заменить некоторых членов правительства, Лаар ответил: «Эти замены предлагали и моему правительству, 20-летний юбилей которого мы отметили.

Мне неоднократно предлагали то освободить кого-то от должности, то осудить, то бросить волкам на растерзание — чтобы самому выйти сухим из воды. Я никогда не делал этого. Возможно, именно поэтому мы пострадали, а рейтинг понизился. Но я считаю, что мы поступали правильно.

Если правительство будет себя так вести, то все будут бояться принимать решения. Если решения принимались вместе, отвечать за них надо вместе», — сказал он.

Вспоминая времена 20-летней давности, Лаар сожалеет о том, что осталось несделанным: «Больше всего мне жаль того, что это правительство не продержалось до конца своего должностного срока».

Шанс стать первым
Из удач наиболее важной он считает налоговую реформу, за которую снискал самое большое признание, в том числе за рубежом. «Эта реформа во всем мире была единственной в своем роде. Когда из МВФ сказали, что, мол, господин Лаар, не делайте этого — вы будете первым во всем мире.

Они думали, что этим напугают кого-то, но ошиблись — меня, наоборот, вдохновила возможность стать первым. Теперь почти в трети стран Европейского Союза проведены налоговые реформы по модели, явно связанной с Эстонией», — сказал Лаар.

Он назвал также очень важным вывод российской армии, который стал основой для многих вещей.

На вопрос, сожалеет ли он, что в свое время объединили Союз Отечества и Res Publica, Лаар ответил, что не сожалеет. «Их не объединили, все-таки они сами соединились, и сделали это по вполне понятным и правильным причинам.

И они добились поставленной цели, — сказал бывший глава Союза Отечества и объединенной партии IRL. — По моему, всегда лучше, когда две похожие партии объединяются и борются внутри себя. В Союзе Отечества всегда было так,  я не помню такого периода, чтобы у нас не было разногласий».

По поводу нынешних решений европейского кризиса Лаар сказал, что они ему не по вкусу. «Я нетерпелив, а сейчас все происходит слишком медленно. Я сторонник быстрых решений, но именно это сыграло для меня роковую роль», — сказал Лаар, имея в виду свой инсульт, который заработал из-за чрезмерной рабочей нагрузки и, как он сам сказал, «из-за адреналина».

В воскресенье на канале ETV была показана телепередача «Puutepunkt» («Точка соприкосновения»), в которой Лаар дал свое первое после пережитого в феврале инсульта большое интервью личного характера.

«Я счастлив, что могу дать это интервью, я счастлив, что я есть. Этот удар и болезнь были очень серьезны, никому другому я ничего подобного не пожелал бы. Наверно, для многих знакомых я стал предостережением, что своим здоровьем нужно заниматься до того, как приходит настоящая беда», — сказал он.

Лаар признался, что во многом еще нуждается в сторонней помощи и заботе: «Конечно, не 24 часа в сутки, но все-таки за мной лучше приглядывать, чтобы я где-нибудь не потерял сознание, не споткнулся, не упал. Риск до сих пор существует, семья знает, что за мной надо наблюдать».

«Но даже когда подводит здоровье или случается другое несчастье, нельзя терять веру. Всегда нужно иметь достаточно воли, чтобы преодолеть любую ситуацию», — сказал он.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх