Два года назад во время охоты в Таэбла Ляэнеского уезда охотники преследовали зимой стаю молодых волков и заметили, что шесть особей явно отличаются от остальных: четыре волка имели более темный, чем у других, окрас шерсти, а у двух был палевый окрас, напоминающий лайку.
Существование волкособов в Эстонии научно доказано
В последней научной статье Тартуского университета биологи, опираясь на генетические анализы, доказали, что речь действительно идет о животных, представляющих собой гибрид волка и собаки.
«Большинство гибридов удается опознать, поскольку они необычно выглядят», — говорит докторант Тартуского университета Марис Хиндриксон, проводившая исследование. В научной статье, опубликованной при ее соавторстве в журнале PLOS ONE, исследуются гены шести молодых животных из Таэбла, а также двух щенков, найденных в Латвии.
На основании генетических данных получила научное подтверждение гипотеза, что речь идет о волкособах.
По словам Хиндриксон, несмотря на то, что похожие животные встречались в Эстонии и ранее, доказательством их происхождения никто не занимался. Таким образом, речь идет о впервые доказанном гибриде волкособа в Эстонии.
И все же сюрпризом это открытие не стало. Хиндриксон отмечает, что условия для существования гибрида в Ляэнемаа имелись. «Ситуация, в которой тогда преобладала популяция волков, была подходящей для возникновения гибридных особей», — поясняет Хиндриксон.
Генетические пробы латвийских щенков
«В Ляэнемаа велась активная охота, и популяция находилась в упадке, — говорит ученый. — При наличии определенных условий бродячая собака могла стать альтернативным вариантом спаривания для волчицы.
Все имеющиеся в Европе данные о случаях гибридизации породы также имели место в аналогичных условиях, когда волков мало, а бродячих собак много».
Шесть таэбласких особей хотя и существовали в одной стае, вероятно, не все они были из одной семьи.
А вот генетические пробы латвийских щенков стали большой неожиданностью: если волкособы рождаются, как правило, у волчицы-самки, спаренной с собакой, то матерью этих детенышей стала собака. Раньше в Европе подобные гибриды генетически не были доказаны.
«Это было довольно неожиданно, поскольку обычно так не бывает, — отметила Хиндриксон. — Привычное поведение животных этому не способствует».
Помимо изучения генетической базы волкособов, убитых охотниками, Хиндриксон и ее научный руководитель Урмас Саарма обнаружили еще 10 животных, и есть основания предполагать, что речь идет уже о потомстве волкособов.
Однако для доказательства этой гипотезы генетических данных было недостаточно — прежде всего не хватило сравнительного материала о собаках. В исследованиях других европейских стран только дважды удалось доказать, что гибриды также имели потомство от спаривания с волками.
Растворяются в популяции
Подобные обратные перекрестные спаривания могут подвергнуть опасности существование популяции волков, особенно если эта популяция уже малочисленна и имеет небольшое генетическое разнообразие.
Гибридизация волков последнее десятилетие вызывает особую тревогу в Испании и Италии. «Это риск, но относительно Эстонии можно сказать, что эта проблема не главная, — полагает Хиндриксон. — Волки перемещаются через границу государства, и речь идет об одной генетической популяции с волками из России. Они (гибридные линии. — Ред.) растворяются в популяции в течение нескольких поколений».
По ее словам, гораздо больше проблем для популяции может вызвать чрезмерная охота на волков. Сейчас на основании генетических данных рабочая группа Урмаса Саарма занимается исследованием структуры популяции волков Эстонии и влиянием на нее охоты.