Рука руку моет

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Рука руку моет.
Рука руку моет. Фото: Коллаж Евгения Капова

Они сидят и строчат малявы. Нет, пока сидят не там, где вы могли подумать. Пока, как это не удивительно, в своих удобных креслах. Один – в кресле депутата парламента, другой – в министерском кресле. И пишут не пером, обмакнутым в чернильницу из хлебного мякиша, где вместо чернил молоко, а по-современному, при помощи SMS.

«В понедельник, когда было прекращено уголовное дело о незаконном финансировании Партии реформ, фотограф Äripäev Вейко Тыкман сделал фотографию в момент, когда Кристен Михал во время заседания в Рийгикогу вел шуточную переписку по SMS.

”Тебя не отправят в тюрьму”, — написал министр юстиции Кристен Михал в сообщении, которое, по данным Delfi, было адресовано министру экономики и коммуникаций Юхану Партсу. ”К сожалению, да. Новая тюрьма скоро будет готова ;)”, — ответил Партс и поставил в конце предложения подмигивающий смайлик».

А, чего им не шутить? Уверенность в собственной безнаказанности представителей курии, порожденная круговой порукой, - явление не новое, оно известно еще со времен Древнего Рима.  

- Курия – слово ругательное и прошу ко мне его не применять! – может сказать каждый из «шутников». А вот и нет! Смотрите словари.

Но именно с тех пор, когда появилась курия, у ее представителей отпала надобность сушить сухари. Что бы они ни натворили, им всегда была обеспечена мягкая булка с маслом.

А чтобы у современных гимназистов не возникало ненужных ассоциаций, в школьной программе нет ничего такого из средних веков, что могло бы поколебать юные умы. Например, поэзии вагантов.

Ничто не ново под Луной.

XII век

Вальтер Шатильонский. ОБЛИЧЕНИЕ РИМА.

 (В сокращении)

Обличить намерен я лжи природу волчью:

часто, медом потчуя, нас питают желчью,

часто сердце медное златом прикрывают,

род ослиный львиную шкуру надевает…

Возглавлять вселенную призван Рим, но скверны

полон он, и скверною все полно безмерною -

ибо заразительно веянье порока,

и от почвы гнилостной быть не может прока.

Рим и всех и каждого грабит безобразно;

пресвятая курия - это рынок грязный!

Там права сенаторов продают открыто,

там всего добьешься ты при мошне набитой.

Кто у них в судилище защищает дело,

тот одну лишь истину пусть запомнит смело:

хочешь дело выиграть - выложи монету:

нету справедливости, коли денег нету…

Деньги в этой курии всякому по нраву

весом, и чеканкою, и сверканьем сплава.

В Риме перед золотом клонятся поклоны,

и уж, разумеется, все молчат законы…

К папе ты направился? Ну так знай заране:

ты ни с чем воротишься, если пусты длани.

Кто пред ним с даянием появился малым, -

взором удостоен он будет очень вялым.

Не случайно папу ведь именуют папой:

папствуя, он хапствует цапствующей лапой.

Он со всяким хочет быть в пае, в пае, в пае -

помни это каждый раз, к папе приступая…

В Риме муж достойнейший выглядит не лучше,

нежели жемчужина средь навозной кучи.

Здесь для богача богач всюду все устроит

по поруке круговой: рука руку моет.

Здесь для всех один закон, бережно хранимый:

"Ты мне дашь - тебе я дам" - вот основа Рима!

(Перевод О.Румера и М.Гаспарова).

            XX век

«В рамках правоохранительной деятельности КГБ, органам безопасности запрещалось собирать компрометирующие материалы на представителей партийной, советской и профсоюзной номенклатуры, что вывело из-под контроля правоохранительных органов лиц, обладавших распорядительными, контролирующими и хозяйственными полномочиями, и положило начало зарождению в их среде организованной преступности». (Википедия. КГБ СССР).

           XXI век

По прекращенному делу о финансировании Партии реформ оказалось, что основание для предъявления подозрений есть, а вот доказательств нет. Один брал деньги у тещи, другой – у друзей, третий – в тумбочке.

Министр экономики, который, как считают его оппоненты, своей «экономической» деятельностью нанес ущерб стране, тоже неподсуден, так как премьер-министр не увидел в его деятельности вредоносных для страны деяний, а сам Юхан Партс говорит, что через 20–30 лет выяснится, как он был прав. Тут уже возникает совершенно четкая ассоциация с Ходжой Насреддином: к тому времени или шах помрет, или ишак издохнет.

Вот и сидят они, да не там, где им было бы положено по делам своим, а в мягких креслах, и строчат друг другу малявы, словно издеваясь над здравым смыслом.

Уж, действительно, история повторяется дважды: один раз в виде трагедии, другой раз в виде фарса.

 Вернемся к нашим баранам

Кстати, о фарсе. Опять вернемся в средние века. Фарс - малый комический жанр средневекового народного театра. В сущности, фарс был началом комедии в европейской литературе. Неприхотливые по содержанию сценки, служившие развлечением городским жителям, чужды какой-либо сентиментальности или трагизма, или психологизма, или морально-дидактической направленности. Не случайно фарсу свойственны массовость, реалистическая конкретность, сатирическая тенденция, вольнодумство по отношению к существующему общественному строю.

(Словарь литературных терминов).

В «Фарсе об адвокате Патлене» суконщик, его слуга и адвокат являются в суд. Увидев Патлена, живого и здорового, скряга догадывается, что тот обманул его, и требует вернуть сукно или деньги. Совсем потеряв голову от гнева, он тут же набрасывается и на слугу, который ворует его овец. Суконщик так взбешен, что судье непонятно, кто, кого и в чем обвиняет. Адвокат подсказывает судье, что, вероятно, торговец не в своем уме. Но поскольку суконщик требует разбирательства, адвокат приступает к своим обязанностям. Он начинает задавать вопросы слуге, но тот только блеет, как овца. Судье все ясно: перед ним двое умалишенных, и ни о каком разбирательстве не может быть и речи. Из уст судьи рефреном звучит фраза: «Вернемся к нашим баранам». С тех пор так говорят, когда хотят вернуться к сути разговора.

Ничего не напоминает? "Объяснения реформистов, жертвовавших крупные суммы наличными: занял у тещи, сэкономил, взял из шкафа"... Главное - вовремя прикинуться умалишенным? Так ведь, если верить Гегелю, это и есть повторение истории, но уже в виде фарса.

Комментарии
Copy
Наверх