Четыре сценария распада еврозоны

rus.postimees.ee
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: SCANPIX

Группа немецких экономистов обнародовала прогноз по кризисным сценариям распада еврозоны. В худшем случае жертвами могут стать сорок две крупнейших экономики мира, составляющие в совокупности 90 процентов мировой экономики.

Сработает так называемый эффект домино, когда процессы дезинтеграции приобретают лавинообразный характер, передает радиостанция "Голос России".

Немецкие эксперты прикинули порядок цифр во всех возможных вариантах. При этом они исходили из того, что после выхода страны (или стран) из еврозоны в валюте евро останется номинировано 40 процентов национального долга. Кроме того, они полагают, что дефолт приведет к списанию 60 процентов непогашенных кредитов. Именно при этих гипотетических допущениях и рассматриваются в комплексе все негативные влияния на национальное богатство, в том числе, падение жизненных стандартов и сокращение потребительских расходов.

Анализируя ситуацию, эксперты допустили, что дефолт Греции по её государственным долгам и отказ этой страны от евро может привести к подрыву доверия инвесторов на португальском, испанском и итальянском рынках капитала. Отсюда недалеко и до мировой рецессии.

Строго говоря, всё, в конечном счёте, зависит от того, сколько стран вылетят из еврозоны. Потери мировой экономики в случае только греческого дефолта окажутся значительно меньше, чем от дефолта Греции и Португалии. А двойной дефолт, соответственно, принесёт меньше проблем, чем тройной, и т.д. – в общем, логика понятна. Итак, самый оптимистичный сценарий: из еврозоны вываливается только Греция. В таком случае ЕС до 20 года потеряет чуть меньше 500 миллиардов в европейской валюте. Интересно, что при таком варианте Бельгия, Словения и страны Балтии не потеряют ничего, а Россия, наряду с некоторыми другими государствами Старого света, даже останется в выигрыше. Немецкие эксперты заключают: выход Греции из еврозоны если и станет катастрофой, то для самой Греции, ну и частично Германии, как основного греческого кредитора.

Следующий сценарий – зону евро покидают Греция и Португалия. В этом варианте дубинка экономической рецессии не заденет разве что Латвию. Остальные страны Евросоюза понесут – конечно, кто больше, кто меньше – весомые потери. Однако влияние второго варианта на мировую экономику всё ещё сравнительно невелико. А вот волны кризиса, вызванного развитием событий по третьему варианту – это если к Греции и Португалии присоединяется Испания – обойдут разве что только Австралию. Видимо, она одна из всех ведущих мировых государств сможет извлечь из тройного европейского дефолта какие-то дивиденды. Ну а в целом за выходом Греции, Португалии и Испании из зоны евро последует ощутимое снижение ВВП во всем мире. В сумме оно составит около 8 триллионов евро. Для Испании, понятное дело, дефолт станет национальным потрясением, уверен секретарь по вопросам экономики политического блока "Объединённые левые" Испании Хосе Антонио Гарсия Рубио:

"Для Испании выход из валютного союза может иметь тяжелейшие последствия. Изначально проблема возникла из-за того, что при создании ЕС никто не придал должного значения тому, что экономики входящих в него стран очень разные. Необходимо было с самого начала предвидеть возможные проблемы и решить их еще на стадии создания союза. Теперь же возникшие сложности приходится решать "пост-фактум". Тем не менее, для Испании выход из европейского валютного союза – это худший из возможных сценариев. Страна слишком долгое время была вовлечена в экономику Еврозоны, 2/3 испанской торговли приходится на Европу, поэтому попытка разорвать эти связи обернется для нее еще худшими последствиями. Это касается и других членов ЕС".

Четвёртый – самый трагичный сценарий – когда с общеевропейской валютой прощаются сразу четыре страны: Греция, Португалия, Испания и Италия. В итоге мы имеем глубокий экономический спад, что в суммарном виде выразится в потерях совокупного мирового ВВП на сумму в 17 триллионов евро к 2020 году. Пострадают все ведущие экономики (и опять-таки кроме Австралии, которой, видимо, из-за географической периферийности всё нипочём). Удар экономического цунами подвергнет критической нагрузке социальные институты по всему миру, но особенно в тех странах, которые изначально входили в группу риска. Под угрозой окажется глобальная стабильность. Короче говоря, это сценарий своего рода цивилизационного апокалипсиса.

Понятно, что представленные немцами четыре сценария – во многом условны. Это модели. Реальные события вовсе не обязательно совпадут с выкладками экспертов из ФРГ. По крайней мере, один из аспектов проблемы заметно увеличивает неопределённость. Как уже говорилось, на сегодняшний день наиболее возможен греческий дефолт (который, напомню, как раз будет иметь незначительное влияние на мировую экономику). Однако правительства Италии, Португалии и Испании, увидев воочию последствия выхода Греции для её социально-экономического положения, могут согласиться на решительные меры по наведению финансового порядка в своих странах. Таким способом кризис евро удастся купировать в самом начале.

Происходит своего рода показательная порка для устрашения нарушителей экономической дисциплины, дабы убоялись они и вернулись в прокрустово ложе общеевропейских бюджетных стандартов. Но ситуация может сыграть в обратную сторону: греческий суверенный дефолт станет стимулом для финансовых спекулянтов, гиперактивность которых спровоцирует суверенные дефолты в Португалии, Испании и Италии. И мы кружным путём попадаем в четвёртый, самый печальный для большинства вариант. Вновь получается как раз тот самый "эффект домино" с гарантированными социальными и политическими потрясениями везде, где к этому существуют хотя бы минимальные предпосылки.

Беспокойство из-за неопределённости ситуации высказал в интервью "Голосу России" немецкий экономист Тисс Петерзен:

"Сейчас я вижу сигналы того, что пытаются предотвратить банкротство Греции, потому все боятся "эффекта домино". Сейчас никто не может сказать с определенностью, ограничимся ли мы только банкротством Греции. И политики, и бизнес боятся опасности заражения этим вирусом. Поэтому и предпринимаются невероятные попытки сохранить Грецию в еврозоне. У нас на руках экономические прогнозы дальнейшего развития событий, однако, если какая-либо страна покинет еврозону, то для нее повысится опасность огромной безработицы, рецессии, а затем и социальных и политических потрясений».

Разговоры о выходе из еврозоны Греции начались весной этого года. А осенью греческий премьер Антонис Самарас определенно заявил, что Греция станет банкротом в ноябре, если не получит от кредиторов очередного транша помощи. Возможно, это было бы спасением для остальных пассажиров тонущей евролодки, но легального способа выбросить за борт балласт нет. Грецию можно вынудить к решительному шагу, просто прекратив её финансировать. Тогда для того, что бы платить зарплату, пенсии, греческие власти просто вынуждены будут ввести у себя свою собственную валюту. Но такого рода комбинации, вероятно, поставят крест на идее евросолидарности, и, вполне вероятно, дестабилизируют обстановку до критических величин.

При этом "тройка" международных кредиторов Греции выдвинула требование немедленно уволить всех налоговых инспекторов из министерства финансов этой страны. По данным европейской прессы, это требование вошло в конфиденциальный меморандум, подготовку которого сейчас завершают ЕС, Европейский центральный банк и Международный валютный фонд. От содержания документа зависит вопрос выделения Афинам очередного транша кредита в соответствии со второй по счету программой оказания республике финансовой помощи. По данным немецкой газеты "Вельт", увольнения в минфине могут состояться уже в ближайшую пятницу. Одновременно произойдет прием на службу двух с небольшим тысяч новых налоговых агентов, с которыми решено заключить контракты сроком на три года без права продления. Условия найма также предусматривают детальную проверку эффективности работы этих специалистов каждые три месяца. В случае невыполнения установленных норм сбора налогов служащие подлежат немедленному увольнению. Это уже похоже на внешнее управление.

Иными словами, греческое общество всячески сопротивляется, по сути, навязанной ему программе помощи. Государственные служащие вступают в сговор с налогоплательщиками, и все вместе они пытаются обвести вокруг пальца спонсоров из европейских стран и международных институтов. Задача понятна: насколько возможно сохранить тот образ жизни, к которому абсолютное большинство греческих граждан привыкло за первое десятилетие этого века. Попытки Северной Европы объяснить южанам, что нельзя тратить больше, чем зарабатываешь, наталкиваются, судя по всему, на стену искреннего непонимания. В такой ситуации насильно выставить Грецию за дверь еврозоны – это грубый, но эффективный шаг. Который, при всей своей неоднозначности, не станет спасительным.

Если проводить аналогию с эпидемией чумы, то изоляция больного, послужившего источником заражения, уже ничего не даст. Вирус распространился по всему дому. Впору, как поступали в таких случаях 500 лет тому назад, забить дверь снаружи и просить создателя о милосердии хотя бы к наиболее жизнеспособным. В такой ситуации спасти еврозону от потрясений уже не получится. Можно только попытаться, насколько возможно, минимизировать потери за счёт более решительных действий той же Германии.

Эксперты из российского агентства Регнум считают, что доклад, подготовленный их немецкими коллегами, как раз и призван побудить германское правительство к активизации усилий на этом направлении. Германия должна прагматично посчитать, что ей выгодней – выведение кризисных стран из еврозоны, либо – спасение еврозоны любой ценой с использованием всех своих ресурсов. Многие считают, что последний вариант для Германии наиболее предпочтителен. Но при этом «сброс» балластной экономики Греции уже кажется решённым вопросом. Иными словами, доклад немецких экспертов несколько запоздал. И у локомотивов еврозоны уже не осталось выбора.Следовательно, нас неизбежно ждут великие потрясения, являющиеся прямым следствием критической ошибки инициаторов европейской интеграции, поставивших во главу угла не экономическую целесообразность, а политическую конъюнктуру.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх