Милые монстры и жуткие люди

, театральный и кинокритик
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Юная вампиресса 118 лет от роду Мэйвис и ее дорогой папочка Дракула.
Юная вампиресса 118 лет от роду Мэйвис и ее дорогой папочка Дракула. Фото: Кадр из фильма

Девушка поздно ночью идет через кладбище. Ей страшно. Догоняет какого-то мужчину. «Дяденька, проводите меня. Я покойников боюсь». — «А чего нас бояться?»

И в самом деле — нечего бояться зомби, вурдалаков, оборотней и прочих монстров. Людей надо бояться. Граф Дракула узнал это на своей шкуре. Тупые и жестокие тран­сильванские хуторяне сожгли его дворец, в огне погибла жена; на руках у Дракулы осталась маленькая дочка Мэйвис.

Оберегая ее, он выстроил неприступный замок, который со временем превратился в отель «Трансильвания» — комфортабельное убежище для всех тех, кого называют нечистью.

Мэйвис исполнилось 118 лет, по вампирским понятиям — совершеннолетие. На ее день рождения собрались родственники и друзья графа — весь набор страшилищ, которыми так весело мы пугаем друг друга в Хэллоуин.

Кстати, фильм «Монстры на каникулах» («Отель «Тран­сильвания») вышел в мировой прокат аккурат за две недели до Хэллоуина, чтобы все желающие успели посмотреть его и почерпнуть креативные идеи.

Монстры по-русски

«Монстры на каникулах» — вершина той эстетики, которая давно проникла в детское сознание, а во взрослом отразилась в «готичности», сменившей порядком надоевший гламур. Персонажи мультсериала «Школа монстров» — Дракулаура, Оперетта (дочь Призрака Оперы), Фрэнки Штейн, Клодина Вульф — стали любимыми куклами, оттеснившими, наконец, гламурную Барби вместе со всем ее «селебрити».

Эту эстетику можно бы назвать эстетикой безобразного. Но безобразное в его изначальном значении — лишенное образа. А тут образы налицо. Да еще какие яркие! За что их и полюбили дети.

На этой любви и строит свой фильм режиссер Дженнди Тартаковский. Сам Дракула, юная Мэйвис, Франкенштейн с супругой, которая в русском варианте говорит на ужасающей украинской «мове», многодетный отец Волк-оборотень (в русском варианте откликающийся на прозвище Вольфович; жаль, что не Владимир Вольфович), Человек-невидимка (видны только очки) и прочие персонажи страшилок ужасно милы; они и мухи не обидят.

Кстати, при дубляже на русский картина ничего не потеряла, зато многое приобрела. Строитель-оборотень, который воздвиг замок Дракулы, почтительно обращается к графу-вампиру «насяльника» (см. «Наша Раша»).

А ненароком попавший в замок любознательный турист, раздолбай и обаяшка Джонатан, так и сыплет современным молодежным сленгом и нечаянными каламбурами. Кажется, будто Дженнди Тартаковский лично присматривал за тем, как сочинялся русский диалог.

И какой он Дженнди? Он Геннадий Борисович! Режиссер родился в Москве в 1970 году, его отец был известным стоматологом, лечил кремлевских функционеров и хоккеистов сборной СССР. Семья Тартаковского переехала в США, когда ему было семь, по словам режиссера, из-за опасности роста антисемитизма в СССР.

Но отъезд и даже то, что сегодня Дженнди говорит по-русски с акцентом, никак не повлияли на его отношение к России. «Россия — часть меня и часть моей культуры, так что я по мере сил стараюсь следить за происходящим в ней», — признается он.

Первый мультфильм, который он ребенком увидел в США, был какой-то ужас­тик про Дракулу. По признанию самого Тартаковского, он мгновенно влюбился в эти фильмы, сам начал рисовать комиксы.

Очень быстро сделал карьеру в анимационном кино; работал с Джорд­жем Лукасом. Мультсериалы «Клонические войны» и «Самурай Джек» принесли режиссеру славу, но в формате 3D он до «Отеля «Трансильвания» не работал.

Соединение русско-еврейской души с американской технологией дало потрясающий результат.

Картина получилась очень смешной, очень неожиданной: Тартаковский убежденный постмодернист, он не создает новых персонажей, а использует уже отложившихся в коллективном подсознании монстров и вдвигает их в сюжет, внезапно оборачивающийся романтической комедией.

И к моменту финального «поцелуя в диафрагму» на фоне блистательного фейерверка зритель покорен этой трогательной историей, а зрительницы — любого возраста — с некоторым удивлением замечают, что пролили слезу умиления.

Они нас боятся

«Дзынь» — это то, что испытывают юноша и девушка, вдруг почувствовав, как любовь настигла их (соответствующую цитату из «Мастера и Маргариты» опущу, вы ее вспомните сами!).

Между Мэйвис и Джонатаном возникает «Дзынь», но граф Дракула не может допус­тить, чтобы его дочь вышла замуж за человека — слишком хорошо он помнит, как жестоки люди.

Словом, все как положено в ромкоме. Мгновенно вспыхнувшая любовь, противостояние могущественного отца, который считает кавалера дочери неподходящей партией, препятствия на пути влюбленных, слезы отчаяния, прозрение отца, погоня (вампиры, как известно, умеют превращаться в летучих мышей; на крыльях нетопыря Дракула догоняет самолет, уносящий безутешного Джонатана).

Попутно — сказка ложь, да в ней намек; чем лучше сказка, тем тоньше и убедительнее намек — фильм дает нам понять, отчего монстры, которые кишмя кишат повсюду, не попадаются нам на глаза.

Они нас просто боятся. Но создатели фильма верят в то, что в XXI веке люди — во всяком случае, их лучшая часть — избавились от ксенофобии и готовы полюбить монстров уже за то, что они непохожи на нас, а значит — вносят в жизнь то разнообразие, которое придает ей очарование и новые краски.

Любите монстров. И всех, кто непохож на вас, принадлежит к другой культуре, говорит на другом языке. Иначе сами превратитесь в монстров. Но не в добрых и забавных, как в мультике, а в отвратительных. Некоторые политики, а также их подпевалы, уже превратились.

фильм

«Монстры на каникулах» / «Hotel Transylvania»

Анимационный фильм для всей семьи

США, 2012

Режиссер

Дженнди Тартаковский

Сценаристы: Питер Бейнхэм, Роберт Шпигель, Тодд Дархэм

Роли озвучивали: Адам Сэндлер, Энди Сэмберг, Селена Гомес, Кевин Джеймс, Стив Бушеми; в русском варианте: Сергей Бурунов, Татьяна Лазарева, Александр Пушной, Полина Гагарина, Михаил Шац

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх