Партс: низкие розничные цены могут возникнуть только благодаря разумному потреблению электроэнергии

rus.postimees.ee
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Юхан Партс
Юхан Партс Фото: Liis Treimann

В интервью, данном в рамках "Форума будущего Эстонии", министр экономики и коммуникаций Юхан Партс рассказал о перспективах энергетической политики в нашей стране.

- Как вы оцениваете энергобезопасность Эстонии для граждан и для предприятий? Может ли Эстония свободно чувствовать себя на мировом рынке?

- Для Эстонии, находящейся на восточной границе ЕС, энергобезопасность – это в высшей степени важная тема, касающаяся снабжения газом, жидким топливом и электроэнергией. От наших связей зависит возможность действовать на мировом рынке. Чем лучше мы связаны с остальным миром, тем больше шансы эстонских предпринимателей на мировом рынке. В сфере электроэнергетики мы поставили себе следующую цель: быть в состоянии обеспечивать внутренние потребности в электроэнергии из собственных источников даже в условиях дефицита электроэнергии или когда нельзя положиться на соседей или на сеть линий электропередач.

Для достижения этой цели мы сегодня осуществляем инвестиции в новые производства, которые будут обеспечивать энергетическую безопасность в течение следующих 20-30 лет, когда будут амортизированы имеющиеся в данный момент производственные мощности. Кроме того, новые электростанции значительно более эффективны и наносят меньший ущерб окружающей среде, чем старые. Мы используем самые передовые технологии.

Весь потребляемый в Эстонии газ поставляется из одного источника. Такая ситуация, конечно, не может нас устраивать. Мы работаем над созданием нового, эффективно действующего газового рынка. Самое позднее к 2015 году сеть магистрального газопровода должна найти нового собственника, не зависящего от поставщика газа. Однако для создания привлекательного газового рынка необходима его определенная емкость.

Сегодняшнее потребление газа в Эстонии – это около 0,8 миллиарда кубометров – слишком мало. Поэтому особое значение приобретает широкое региональное сотрудничество и создание большего, с объемом около 10 миллиардов кубометров газа, регионального рынка, функционирующего по унифицированным правилам, имеющего разветвленную газопроводную сеть, объединяющего страны Балтии и Финляндию. Достижению этой цели служат и проекты терминалов СПГ (сжиженного природного газа), благодаря которым становится возможным строительство новых газопроводов.

- Как вы оцениваете ситуацию с поставщиками электроэнергии в среднесрочной перспективе?

- Мы живем в очень быстро меняющемся мире. Поучительной выглядит история успеха сланцевого газа в США. Тот же путь развития возможен и в Европе. Мы должны быть готовы приспособиться к происходящим изменениям. Но это не означает, что мы не рискнем осуществлять долгосрочные инвестиции. В мировой экономике существует конкуренция между предпринимателями из Европейского Союза и предпринимателями из Америки и Азии. Поскольку энергоносители имеют на мировом рынке определенную цену, вопросы энергетики не будут затрагивать локальные условия конкуренции производителей. В то же время энергетическая и климатическая политика влияют на конкурентоспособность ископаемых видов топлива, которая способствует продвижению возобновляемой энергии на рынок. С другой стороны, рынок не подает сигналов о том, что будет поддерживать такое развитие (цена на CO2, цена электроэнергии, цена на ископаемые виды топлива и т.д.), и поэтому Европа выбрала путь субсидирования производства возобновляемой энергии. В Эстонии мы делаем это на деньги потребителей.

При этом мы должны внимательно следить за тем, как наша климатическая политика влияет на конкурентоспособность наших предприятий на мировом рынке, если другие развитые страны не ставят перед собой таких честолюбивых целей. Я считаю, что конкурентоспособность ЕС становится все более важной темой.

- Географически Эстония находится на границе ЕС, и ее не просто подключать к различным сетям линий электропередач, газо- и нефтепроводов. Какой вам видится ситуация? Что уже достигнуто для Эстонии в ЕС?

- Вы правы. В сфере энергетики мы были и являемся сейчас энергетическим островом на территории ЕС. Однако нас радует, что мы не остаемся с этой проблемой наедине. Европейская комиссия поставила перед собой цель ликвидировать энергетические острова до 2014/2015 года. В рамках данного проекта будут построены новые линии электропередач и газопроводы из стран Балтии в направлении Северных стран (Estlink II, Nord Balt, Baltic Connector, газопроводы и линии электропередач Литва - Польша).

- В будущем году Эстония будет инвестировать 200 млн. евро в Eesti Energia, это государственное предприятие. Куда осуществляются инвестиции?

- Eesti Energia имеет разносторонний инвестиционный план. Будет модернизирована распределительная сеть, инвестиции будут осуществляться в расширение производства жидкого топлива и производство электроэнергии. Все эти инвестиции повысят стоимость активов и конкурентоспособность предприятия и поэтому являются разумными с точки зрения государства.

- Каким вы видите будущее электроэнергетики? Какие производства наиболее конкурентоспособны?

- Будущее электроэнергетики – это широкий спектр производств, включающий в себя и возобновляемые виды энергии, и нефтяной сланец. Конечно, в этой сфере неразумно складывать все яйца в одну корзину. Неуверенность в завтрашнем дне достаточно велика, поэтому перед реализацией множества проектов важно подстраховать себя на будущее и сохранить большую гибкость. Поэтому наши новые инвестиции в электростанции, работающие на сланце, способны переключить их на биотопливо, если рынок будет сигнализировать о том, что возобновляемые источники энергии предпочтительнее ископаемых видов топлива.

Сегодня мы очень близки к выполнению государственных задач в отношении возобновляемых источников энергии. Мы видим, что у Эстонии есть большой потенциал для их производства, который при применении гибких механизмов сотрудничества мог бы помочь другим государствам в достижении своих целей в области возобновляемых источников энергии.

- Как сочетаются между собой «низкие розничные цены», «национальная ресурсная независимость» и «экологическая безопасность»?

- Прежде всего, низкие розничные цены могут возникнуть только благодаря более разумному потреблению электроэнергии. Поэтому сегодня мы стараемся агитировать за экономию электроэнергии. Второе ключевое слово – это максимально эффективное использование местного топлива, как ископаемого, так и возобновляемого. Например, использование эстонской древесины для выработки тепловой энергии как минимум на 50% дешевле, чем использование импортируемого газа.

- Когда можно будет говорить о переходе на возобновляемые источники энергии? Или для Эстонии возможна «реализация постоянного энергоснабжения», как в Германии?

- В этих вопросах мы заняли прагматическую позицию, позицию в интересах потребителя. Мы развиваем использование возобновляемых источников энергии, но сегодня это развитие зависит только от дотаций, и пока отсутствуют сигналы рынка, способные поддержать процесс развития, не стоит спешить с этим. Как я уже говорил, речь идет о глубинном вопросе и касается конкурентоспособности работающих в Эстонии предприятий.

Комментарии
Copy
Наверх