Вминувшую пятницу завершились переговоры Верховного совета Европы по следующему бюджетному периоду, и то, что на них не была достигнута договоренность, безусловно, нельзя считать хорошей новостью.
Теперь нам хочется солидарности
Обнаружившиеся столь явные противоречия между богатыми и бедными странами ЕС, конечно же, вызывают беспокойство. Это очередной признак усталости, охватившей граждан более богатых стран ЕС после всего, что пришлось пережить в связи с долговым кризисом.
Политикам, которые на своей родине должны объяснять бюджетные урезания и проведение необходимых, но непопулярных реформ, хочется показать, что бюджет Европейского Союза не является исключением.
Ведь и мы в Эстонии после того, как пережили эмоциональные споры по поводу участия в спасательных проектах (EFSF и ESM) под общим названием «Бедная Эстония спасает богатых греков», тоже можем лучше понять сомнения и подозрения граждан богатых европейских государств.
В ведущихся вокруг бюджета Европейского Союза спорах мы и по сути, и в эмоциональном плане как народ занимаем иную позицию. И по этой причине нам хочется увидеть солидарность богатых стран и их граждан по отношению к нам.
Эстония — одно из тех государств ЕС, которые до сих пор получали и, скорее всего, в будущем тоже будут получать из бюджета ЕС намного больше, чем сами вносят в него.
Но вопрос не только в деньгах, но и в том, как они распределяются по сферам. Одним из самых ярких примеров являются прямые дотации, которых земледельцы Эстонии и других стран Балтии получают намного меньше, чем их западноевропейские коллеги. Назовем это несправедливой конкуренцией.
В стратегическом плане для нас чрезвычайно важно создание прямого сообщения с сердцем Европы. Как об одном из таких проектов в последнее время больше всего говорится о строительстве новой железной дороги Rail Baltic.
Однако открытие терминала сжиженного природного газа в порту одного из государств Балтии (согласно последним известиям, он, скорее всего, будет построен в Эстонии) тоже является предприятием, зависящим от поддержки ЕС.
На фоне разногласий между теми, кто дает деньги и кто получает, уместно подумать о моральном аспекте использования денег Евросоюза. Использование денег фондов развития в проектах, которые формально, может, и соответствуют требованиям, но по своей сути не служат цели развития, — один из факторов, умаляющих веру граждан более богатых стран в сам проект Европы.
Если сравнить это с составленным ОБСЕ прогнозом того, как через несколько десятков лет в мире перераспределится создание богатства, то можно увидеть, что удельный вес Европы и США в этом станет меньше.
Ясно, что на самом деле вся Европа остро нуждается в совместных проектах, которые реально повысили бы рост экономики и помогли сгладить воздействие неблагоприятных изменений. Это значит, что каждая дорога, которая строится на деньги ЕС, должна вести куда-то и объединять людей и предприятия.
Если в ходе нынешних переговоров для Эстонии будут сделаны выгодные исключения, то это будет заслугой того, что пока мы хорошо обходились с деньгами единого союза.