Под лупой — этика чиновников

Оливер Кунд
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Политолог и составитель действующего Кодекса этики публичной службы Ивар Тало видит недочеты нового Закона о публичной службе.
Политолог и составитель действующего Кодекса этики публичной службы Ивар Тало видит недочеты нового Закона о публичной службе. Фото: Пеэтер Ланговитс

С нового года вступают в силу поправки к Закону о публичной службе и Закону о борьбе с коррупцией, согласно которым отвечать за этику чиновников будут сами учреждения.

В новом году государство планирует проверить большую часть своих учреждений, чтобы выяснить, что те реально предприняли для предотвращения этических ошибок и случаев коррупции.

Исследование стоимостью 16 600 евро будет проводиться с февраля в 61 учреждении — в министерствах, уездных управах, департаментах и инспекциях. В ходе проверки планируется выяснить, у скольких из них имеются, например, регистр принятия подарков, кодекс поведения, свой совет по этике или регулярные курсы по этике.

На портале Минфина
Как сказала советник Министерства финансов Аннели Сихвер, проверка поможет выявить слабые места в этическом контроле и найти решения для предотвращения коррупции. По сути, есть две возможности — либо усилить в учреждениях контроль над деятельностью работников, либо углубить их этические ценности.

По словам Сихвер, опыт стран с самым низким уровнем коррупции — Финляндии, Канады и Голландии — показывает, что наиболее результативной является деятельность по формированию ценностей.

Сейчас самый полный обзор этических дилемм госслужащих, коих в Эстонии насчитывается около 28 000, дается на консультационном портале Министерства юстиции.

Именно туда чиновники чаще всего обращаются за рекомендациями по поводу совмещения основной работы с предпринимательской или преподавательской деятельностью, по поводу принятия подарков на работе, использования государственного имущества или заключения сделок со своими знакомыми.

Сихвер отметила, что предпосылкой для проверки этики чиновников являются вступающие с нового года в действие поправки к Закону о публичной службе и Закону о борьбе с коррупцией, согласно которым ответственность за развитие этики будет возложена на сами учреждения.
В минувший четверг правительство одобрило также проект постановления, в соответствии с которым следующей весной при Министерстве финансов будет создан совет по этике чиновников.

В это же время из дополнения к Закону о публичной службе исчезнет кодекс этики — по той причине, что все ценности и стандарты невозможно вписать в закон. На самом деле, состоящий из 20 пунктов кодекс попросту слишком лаконичен и не может в сложных ситуациях дать чиновникам необходимые рекомендации.

«В совете будет не более девяти членов: пять-шесть чиновников и три-четыре эксперта, которые не являются чиновниками», — пояснил министр юстиции Ханно Певкур.

«Их задача — принять новый кодекс этики и дать оценку разным случаям, которые будут представлены на рассмотрение.

Совет будет оценивать не личности, а поступки», — добавил он. Когда чиновник оступается в отношении закона, его вину оценивают следст­венные органы.
Политолог и составитель действующего Кодекса этики публичной службы Ивар Талло сказал, что одобряет обе инициативы. Учреждением совета по этике государственных служащих начали заниматься еще в 2006 году, однако из-за отсутствия политической воли до сих пор этот процесс продвигался черепашьим шагом.

Все знают всех
Как отметил Ивар Талло, его больше беспокоит новый Закон о публичной службе, который может усложнить работу совета по этике.

Например, если раньше чиновнику запрещалось без разрешения начальника заниматься предпринимательством или состоять в руководящих или контрольных органах коммерческий предприятий, то с апреля ситуация радикально изменится — госслужащему будет позволено быть предпринимателем, если этого не запрещает его начальник или какой-либо закон.

«Это довольно сильно расходится с основными европейскими истинами публичного администрирования, и может существенно сказаться на этике чиновников», — отметил Талло, ссылаясь на то, что чиновники прямо или косвенно могут начать принимать решения, касающиеся их собственных кошельков.

В июне были обнародованы результаты проведенного организацией «Эстония без коррупции» исследования о способности противостоять коррупции, которые указали еще на одну тенденцию: из-за того, что Эстония так мала, многие люди находятся между собой в близких отношениях, а это значит, что возможно злоупотребление должностями, в результате чего увеличивается политическое воздействие на публичный сектор. Особенно это касается местных самоуправлений, а также уездных старейшин.

В 2009 году Государственная канцелярия заказала исследование, в котором приняли участие около тысячи госслужащих. Как оказалось, чиновники все меньше чувствуют себя политизированными, однако между политиками и служащими царит напряженность, поскольку чиновники не считают публичную службу лишь средством исполнения политических решений. К нынешнему моменту ситуация на рынке труда разыграла карты в руки политиков и заставила чиновников быть более покладистыми.

По мнению Талло, в происходящем нет ничего случайного: «Новый Закон о публичной службе еще сильнее урежет автономию госслужащих и даст еще больше воли на усмотрение политиков. Но никто не хочет, чтобы занимались его независимостью».

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх