Матросы, атланты и инопланетяне

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Что случилось с тобой, «Мария Целеста»?
Что случилось с тобой, «Мария Целеста»? Фото: blogspot.com

Корабль-призрак, дрейфующий в открытом море: ни одного человека на борту – ни живого, ни мертвого; никаких следов насилия, никаких объяснений произошедшему...

В начале декабря круглую дату отмечает одна из самых волнующих тайн в истории человечества: 140 лет назад британский бриг «Деи Грация» под командованием капитана Морхауза обнаружил к востоку от Азорских островов и в 591 миле от Гибралтара судно «Мария Целеста», которое месяцем ранее вышло из Нью-Йорка и должно было плыть в Геную с грузом спирта-ректификата на борту. Должно было – но отчего-то не плыло: все находившиеся на борту люди – капитан, его жена, их малолетняя дочь и семеро членов команды – куда-то делись. С тех пор загадка «Марии Целесты» будоражит умы и рождает самые фантастические гипотезы, в которых действуют то ужасные силы, обитающие в районе Бермудского треугольника (пусть «Мария Целеста» и не заходила в этот район), то охотящиеся на людей инопланетяне, то гигантские спруты из глубин Атлантического океана.

Воображаемые негры

Такой славе «Марии Целесты» немало поспособствовал Артур Конан Дойль, сочинивший в 1884 году рассказ «Сообщение Хебекука Джефсона». Речь в нем шла о бригантине «Святая дева», которую постигла та же участь, что и «Марию Целесту». Конан Дойль еще не придумал Шерлока Холмса, но уже был склонен в любой мистике искать детектив: по его версии, экипаж корабля был уничтожен американскими матросами-неграми, ведомыми мистером Септимусом Горингом, мулатом из Нового Орлеана. Но и восстание бывших рабов против белых людей не объясняло то, что произошло на борту «Марии Целесты».

Начать стоит с того, что с судна исчезли все бумаги, кроме (почему-то) судового журнала. Последняя запись в нем датируется 24 ноября и не содержит ничего странного. Если судить по меловой надписи на грифельной доске в кают-компании, в восемь часов утра 25 ноября «Мария Целеста» должна была плыть в шести милях к юго-юго-западу от Санта-Марии, острова в составе Азорского архипелага. Что произошло 24 или 25 ноября? Ясно только, что люди покинули корабль на спасательной шлюпке, причем в спешке: матросы оставили свои трубки в кубрике, при этом кто-то успел забрать секстант и хронометр – их так и не нашли. Компас был сломан – видимо, его пытались снять, но вместо этого разбили.

Однако и бунт матросов, и нападение пиратов следует исключить – те и другие непременно взяли бы принадлежавшие капитану Бенджамину Бриггсу шкатулку с драгоценностями и две толстые пачки денег, оставшиеся нетронутыми в его каюте. На полу каюты лежали игрушки двухлетней дочери капитана. На швейной машинке его супруги осталось неоконченное шитье. Рядом стояла масленка, в свой черед исключавшая вероятность того, что судно попало в шторм: при сильной качке масленка свалилась бы. С другой стороны, в трюме обнаружили воду. Зачем-то были сняты крышки люков, в том числе светового люка в каюте капитана. Створки носового люка были сорваны с петель, окна кормовой надстройки – заколочены досками. На грот-мачте отсутствовал деррик-фал – снасть, которой закрепляют косой парус. Самое интересное произошло с грузом: в Генуе его владелец сообщил об исчезновении девяти баррелей спирта. Полупустыми оказались бочки, сделанные не из белого, как остальные, а из красного дуба.

Инспектор Флад и пятна на палубе

Фредерик Солли Флад, инспектор британского адмиралтейства в Гибралтаре, изучив материалы дела, решил, что имел место пьяный бунт. «Моя теория состоит в том, – писал Флад в отчете, – что матросы добрались до алкоголя и в ярости, диктуемой опьянением, убили капитана корабля, его супругу и ребенка, а также старпома; затем они повредили носовую часть корабля, чтобы можно было решить, будто тот налетел на рифы или же столкнулся с неким препятствием, и капитан любого судна, заметив „Марию Целесту“, взял бы матросов на борт; между 25 ноября и 5 декабря матросов подобрали, и они добрались до одного из портов Северной или Южной Америке или Вест-Индии».

Адмиралтейство сочло версию Флада правдоподобной. Поверил в нее и владелец судна Джеймс Уинчестер, бежавший из Гибралтара в страхе: вдруг власти решат, что он заплатил матросам, чтобы те расправились с капитаном? Адмиралтейство и правда начало охоту на ведьм; дошло до того, что Флад решил, будто рассказ Артура Конан Дойля – это свидетельство очевидца, и направил ноту немецким чиновникам, потребовав от них выдачи вымышленного Септимуса Горинга. Флад был так уверен в своей версии, что 14 лет не давал хода заключению эксперта, который доказал: пятна на палубе «Марии Целесты» не были кровью.

Интерес к делу и не думал угасать. В 1902 году вдова старпома и ее сестра в интервью заявили, что их родственника, скорее всего, убили матросы «Марии Целесты». Брат вдовы, сам морской капитан, был, напротив, уверен, что с экипажем корабля расправилась команда «Деи Грации». (В этой истории было странное совпадение: капитан «Деи Грации» ужинал с Бриггсом накануне отплытия «Марии Целесты» из Нью-Йорка.) В 1904 году писатель Хорнибрук поведал своим читателям, что членов экипажа по одному стащил в пучину «огромный осьминог или морской дьявол», которого матросы тщетно пытались зарубить топором, отсюда и зарубки на палубе. Между тем в конце XIX века по городам и весям США ездил десяток выживших коков «Марии Целесты», и все они рассказывали почтенной публике байки одна другой страшнее. В начале прошлого столетия в произошедшем винили берберских пиратов, в середине – атлантов, которые дематериализовали экипаж силой мысли, в конце столетия заговорили про летающие тарелки...

А был ли взрыв?

Со временем в сознании обывателя закрепилась жуткая картина, открывшаяся на «Марии Целесте» экипажу «Деи Грации»: на столе в кают-компании стынут недоеденный завтрак и три чашки недопитого чая, часы капитана все еще тикают, на кухне горит огонь, на шкафчике спокойно спит кошка, сушится постиранное матросское белье... И пусть все это неправда, загадка остается. Пытливые умы, которые не верят в спрутов и инопланетян, бьются над ней уже полтора века.

Самой достоверной пока что кажется гипотеза о воспламенении паров спирта. Опасный груз «Марии Целесты» улетучивался из бочек, сделанных из пористого красного дуба, и смешивался с воздухом. В какой-то момент в кормовом трюме произошел взрыв. Капитан отдал приказ проветрить трюм, для чего матросы открыли люки. Второй взрыв, прогремевший в носовом трюме, был более мощным и выбил крышки люков. Опасаясь третьего взрыва, капитан приказал спустить шлюпку, взял документы, секстант и хронометр, но забыл о судовом журнале и компасе; матрос, посланный снять компас, его разбил. Бриггс хотел отойти от корабля на небольшое расстояние и привязал шлюпку к кораблю деррик-фалом. Шлюпка отплыла на сто с лишним метров, все ждали третьего взрыва. Его не было – пары спирта быстро выветрились. Неожиданно поднялся ветер, деррик-фал не выдержал и порвался; «Мария Целеста» ушла в свободное плавание, а люди на шлюпке утонули или умерли от жажды.

Подобные взрывы паров спирта и правда могли не оставить следов на деревянных поверхностях, но есть одна нестыковка: ни команда «Деи Грации», ни работники адмиралтейства не слышали на «Марии Целесте» никаких запахов, которые сохранились бы, если бы дело было в спирте. Увы, прочие теории не объясняют вообще ничего. Самое печальное, что правды мы можем не узнать никогда.

Комментарии
Copy
Наверх