Лишь два знака препинания — и почувствуйте разницу!

, театральный и кинокритик
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Подельники Смайлика накурились какой-то дряни и устроили пожар. Погорельцев (слева направо) Муху (Антон Богданов), Джафара (Дато Бахтадзе) и Шатуна (Гоша Куценко) отчитывает Леша (Сергей Безруков).
Подельники Смайлика накурились какой-то дряни и устроили пожар. Погорельцев (слева направо) Муху (Антон Богданов), Джафара (Дато Бахтадзе) и Шатуна (Гоша Куценко) отчитывает Леша (Сергей Безруков). Фото: Кадр из фильма

За новой российской комедией «Джентльмены, удачи!» тянулся, а порой и обгонял ее, длинный шлейф отрицательных, разгромных и просто зубодробительных рецензий.

«Джентльмены, удачи!» отличаются от классической советской комедии, снятой четырьмя десятилетиями раньше, двумя знаками препинания и целым букетом сюжетных ходов, которые пришли сюда не из того фильма, а из других образчиков российского и зарубежного кинематографа.

А сходство двух картин в том, что лица, обозначенные в титрах как режиссеры-постановщики, были всего лишь марионетками, которыми двигали куда более искушенные мастера.

Режиссер «Джентльменов удачи» Александр Серый отсидел четыре года за то, что избил какого-то негодяя. Вышел на волю, не имея за душой ничего — ни денег, ни перспектив — одно только знание тюремного быта и уголовного лексикона.

Его друзья Георгий Данелия и Виктория Токарева не только добились того, что человеку с такой биографией позволили снять фильм, но и написали великолепный сценарий, а Данелия стал еще и художественным руководителем постановки.

 Вся картина сделана в манере Данелия, а главную роль исполнил его «талисман» Евгений Леонов. Ничего хоть сколько-нибудь приближавшегося по уровню к «Джентльменам удачи» Серый в дальнейшем не снял.

Постановщиками фильма  «Джентльмены, удачи!» значатся два вполне серых режиссера, Александр Баранов и Дмитрий Киселев, но за их спинами высится могучая фигура Тимура Бекмамбетова, который в этом году порадовал мир одним из самых эффектных и бессмысленных голливудских блокбастеров «Президент Линкольн — охотник на вампиров», а на родине давно предпочитает не снимать сам, а продюсировать.

Следы мастера можно различить даже  в некоторых кадрах фильмов, снятых под его эгидой, а насчет художественности…

Бекмамбетов, чья карьера началась с рекламных клипов для банка «Империал» (где он теперь, этот банк?), давно сделал выбор между высоким искусством и кассой в пользу кассы. За что его обожают те, кто вкладывают деньги в производство и прокат, и терпеть не могут интеллектуальные критики.

Какой ремейк нам нужен?
За фильмом  «Джентльмены, удачи!» тянулся, а то и обгонял его, длинный шлейф отрицательных, разгромных и просто зубодробительных рецензий. Так что идя на фильм (к тому же он и в Таллинн добрался не без приключений, на день позже объявленного в афише Coca-Cola Plaza), я был готов к самому худшему.

Оказалось, что не так уж все ужасно. С «Яйцами судьбы», «Гитлер, капут!», «Самым лучшим фильмом», «Джунглями» и прочим мусором — никакого сравнения. Скорее — то самое качество, когда есть еще нельзя, но мазать на хлеб уже можно.

Думается, что рецензии определялись двумя раздражающими факторами. Во-первых, тем, что это ремейк. Первое покушение на советскую классику, «Ирония судьбы-2», снятое лично Бекмамбетовым, было еще терпимым, тем более, что это было, скорее, продолжением судеб рязановских героев, чем копированием с переносом в наши дни. Зато «Служебный роман.

Наши дни» оказался удручающе бездарным. А то, что половина картины была снята в роскошном турецком отеле (при совершенно бессовестном «продакт плейсменте») заставляло вспомнить обращенную к Бармалею реплику Айболита из гениального фильма Ролана Быкова: «Погубят тебя слишком широкие возможности!».

Дурные примеры заразительны. «Джентльмены, удачи!» тоже частично сняты в чудных курортных условиях (вроде бы в Египте, но на самом деле в Израиле), однако не в таком широком масштабе!

Легко быть Безруковым?
Другой раздражающий фактор — артист Сергей Безруков в двойной (как когда-то Евгений Леонов) роли: страшного убийцы Смайлика (честно говоря, погоняло какое-то несерьезное) и «подсадной утки», маленького актера Леши Трешкина, развлекающего детишек в торговом центре в качестве доброго пирата Бармалея.

 Безруков действует на подавляющее большинство кинокритиков, как красная тряпка на быка. Вследствие своей готовности сниматься где угодно и в чем угодно. Причем если фильм плох (как антиисторичный и бездарный сериал «Есенин»), на Безрукова вешают всех собак, как бы забывая, что актер — существо подневольное. (В сиквеле «Бригады» Безруков, тем не менее, сниматься отказался — и правильно сделал!)

Но и «Джентльмены, удачи!» не вполне римейк, скорее, использование готовой сюжетной схемы, нафаршированной заимствованиями из других фильмов. А к Безрукову здесь претензий быть не может. Он-то как раз сыграл очень хорошо.

Леша Трешкин в его исполнении — вполне убедительный характер: чуть-чуть инфантильный парень, который актерской карьеры не сделал (возможно, оттого, что не умеет отпихивать конкурентов локтями), но совершенно счастлив тем, что вызывает неподдельную радость у детей. Человек в своем роде гармоничный.

Ну а Смайлик — маска, он появляется в фильме ненадолго, но и тут актер на высоте.
На Безрукове-то и держится фильм. И отчасти — на Гоше Куценко, играющего незадачливого бандита-полуинтеллигента Шатуна (роль, аналогичная той, что в старой комедии исполнял Георгий Вицин).

Образ простоватого Василия Алибабаевича из классической комедии разделен между довольно бесцветным подельником Смайлика Мухой (Антон Богданов) и бежавшим вместе с этой компанией из египетской тюрьмы Джафаром (Дато Бахтадзе).

Хотя и киргизский профессор Касымбетов (Толепберген Байсакалов), впадающий в истерику из-за того, что Смайлик похитил национальную реликвию — доспех Золотого Воина (вместо шлема Александра Македонского в классике) — тоже в своем роде Василий Алибабаевич.

Давно известно: самое слабое в сегодняшнем массовом кино — это сценарий. Если сценаристы лучших (да и  не самых лучших — тоже) советских фильмов черпали материал отчасти из жизни, а отчасти из своей изобретательной фантазии, то нынешние сценаристы вроде бы ни с чем, кроме чужих фильмов, не знакомы, и пригоршнями черпают свои сюжетные ходы оттуда.

И — наверно, это для них единственный могучий источник познания жизни — никак не могут обойтись без гламурных корпоративов с участием тех исполнителей, которые в российском шоу-бизнесе считаются поп-звездами.
От их голосов уши вянут, а глядя на них, хочется закрыть глаза. В данной картине эту нишу заполняет певица по прозвищу Ёлка.

С миру по нитке
Но это полбеды. Авторы зависли между комедией и мелодрамой. Бывший детдомовец Муха и несправедливо осужденный Шатун — жертвы крайне неразборчивой Фемиды, зритель обязан им сострадать и тревожиться за их будущее.

Тем более, что виды на это будущее позаимствованы из «Место встречи изменить нельзя»: хорошенькая и длинноногая (единственные достоинства актрисы Марины Петренко) лейтенант полиции Ирина Славина, настаивает, что вор должен сидеть в тюрьме  (как Жеглов), а благородный Леша требует избавить случайно оступившихся людей от этой участи (как Шарапов).

Есть и другие цитаты. Образ Леши заставляет вспомнить фильм «Усатый нянь».  Сожранный нильским крокодилом египетский сообщник Смайлика носит имя Гена (сценаристы кстати вспомнили крокодила Гену!).

Страшный уголовник Клешня, который сжигает в топке горячего цеха трупы, поставляемые Смайликом, пришел прямиком из совсем не комедийного фильма Алексея Балабанова «Кочегар».

Бежавшие из тюрьмы подельники зарабатывают деньги на египетском курорте почти как в «Кин-Дза-Дза» («Мама, мама, что мы будем делать, коль настанут злые холода?»). Муха посылает неправедно добытые деньги в детдом, как Деточкин.

А заключительная сцена драки не на жизнь, а на смерть в том же самом горячем цеху — общее место из боевиков.

Как ни удивительно, достаточно снисходительный зритель на этой картине и посмеется, и попереживает за героя, и отдохнет, отключив мозги. Бекбамбетов знает вкусы своей публики — и не обманывает ее  ожиданий.

Джентльмены, удачи!»

Комедия. Россия, 2012.

Продюсер: Тимур Бекмамбетов

Режиссеры: Александр Баранов и Дмитрий Киселев

Сценаристы: Владимир

Нагорный и Слава Сэ

Оператор: Рамунас Гречиус

В ролях: Сергей Безруков,

Гоша Куценко, Антон Богданов, Дато Бахтадзе, Валентин Смирнитский и др.

Комментарии
Copy
Наверх