Эстония должна внимательно следить за событиями в Азии

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
иллюстрация: Pm

Эстония не может оставаться в стороне от событий, связанных  с тем, что центр мировой экономики смещается в сторону Азии. Новые карты розданы, однако ход игры еще не определен.

Образно говоря, в завершившемся 2012 году находившиеся на столе в разных странах Восточной Азии карты были перемешаны, и каждому игроку раздали новые карты.

В Китае прошла тщательно отрепетированная смена власти, во время которой все прошло так, как и планировалось, поскольку о Си Цзиньпине как о будущем лидере Китайской Народной Республики говорили не один год. Япония успела удивить еще до окончания года, проведя внеочередные всеобщие выборы, и новое правительство вступило в должность в последние дни декабря.

Перемены произошли не только в Китае и Японии, они затронули и лежащий между ними Корейский полуостров. В конце года в Южной Корее избрали президентом Пак Кын Хе, дочь бывшего диктатора Пак Чжон Хи. Лидер Северной Кореи Ким Чен Ын и после года своего правления остается все еще новой и неизвестной величиной.

Игры, в которые придется играть новыми картами, изменились мало. Международное внимание привлекают склоки стран из-за островов, время от времени Северная Корея пугает мир ракетными испытаниями. Но в каждой из стран реальное внимание уделяется экономике, с ней связаны и основные вопросы.

Пробный камень для новых координаторов Китайской Народной Республики

В последние десятилетия Китай обращает на себя внимание тщательно подготовленными и филигранно проведенными процедурами передачи власти. На этот раз тоже все было спланировано заранее и прошло без сюрпризов — с ноября новым лидером влиятельной Коммунистической партии Китая является Си Цзиньпин.

К началу нового года нам довелось мало что услышать о делах «пятого поколения» китайских лидеров. На самом деле смена власти и подбор новой команды еще продолжаются.

В этом году будут утверждены на должности президент, премьер-министр и председатель парламента, который в партийной иерархии считается вторым по значению человеком, уже прошли и еще пройдут серьезные перемены в Политбюро, Центральном Комитете и Постоянном комитете.

На всех уровнях государственный аппарат Китайской Народной Республики заработает в полную силу лишь к марту 2013 года.

Новые руководители Си Цзиньпин и, очевидно, будущий премьер-министр Ли Кэцян в определенном смысле являются «безопасными» компромиссными кандидатами, от которых не приходится ждать масштабных реформ и коренных перемен.

Они больше тянут на роль координаторов, призванных управлять ростом экономики самой многонаселенной в мире страны, экономика которой занимает второе место в мире.

Для Китая, в чем нет сомнений, наращивание экономики по-прежнему является главным приоритетом и пробным камнем для руководителей страны.

В основе легитимности власти Коммунистической партии Китая в значительной степени лежит ее способность обеспечить народу постоянный рост благосостояния. До тех пор, пока простой китаец будет верить, что он сможет разбогатеть, если будет много работать, деятельность правительства особо не будет подвергаться критике. Но если рост экономики приостановится, то не исключено повторение в Китае событий вроде «арабской весны», во всяком случае, подобные опасения высказываются.

Это прекрасно знают и новые руководители Китая, определившиеся с основными приоритетами. Объявлено о непримиримой борьбе с коррупцией и необходимости поставить рост экономики Китая в большую зависимость от внутреннего рынка.

Эти задачи не являются новыми, направление на увеличение внутреннего спроса было взято еще несколько лет назад, и к настоящему времени вклад экспортных рынков в рост экономики Китая имеет все меньшее значение.

Китай уже больше не является самой дешевой в мире страной для производства потребительских товаров с низкой добавленной стоимостью, он с возрастающей агрессивностью пытается позиционировать себя как страну, выпускающую товары с высокой добавленной стоимостью.

Смена власти уже оказала положительное влияние на экономику, и если не случится ничего неожиданного, экономика Китая будет продолжать расти, благодаря росту внутреннего рынка и государственным инвестициям, и в этом году.

Если сельским жителям разрешат в массовом порядке переселяться в города (до сих пор переселение ограничивается), то урбанизация тоже будет способствовать росту экономики.

Во внешней политике Китай, экспериментирующий с властью и пытающий определить ее границы, приобретает все большее влияние в регионе, демонстрируя все большую чувствительность к вмешательству «во внутренние дела Китая».

Даже за спором, связанным с принадлежностью архипелага Сенкаку/Дяоюйдао, можно усмотреть попытку прозондировать США — насколько готовы американцы поддержать своих союзников в этом конфликте.

В широком плане тот факт, что Барак Обама был вновь избран президентом США, пойдет на пользу отношениям Китая с этой страной. Если Митт Ромни грозился объявить Китай манипулятором обменного курса юаня и получить в результате право установить защитные таможенные пошлины на китайские товары, то Обама, скорее всего, продолжит проводить прежнюю политику.

Правда, сейчас отношения омрачились из-за оружейного бизнеса — США продали Тайваню современные истребители.

В первые месяцы года вряд ли стоит ожидать от Китая особой внешнеполитической активности. Первые шаги, очевидно, будут предприняты в марте-апреле, и встречи Си Цзиньпина или Ли Кэцяна с мировыми лидерами будут сдержанными, а основное внимание на них будет уделяться сотрудничеству и вопросам экономики.

С точки зрения Эстонии, интерес представляет вопрос, каким образом Китай проявит свой особый интерес к странам Центральной и Восточной Европы.

В мае прошлого года оставляющий пост премьер-министра Вэнь Цзябао во время встречи в Варшаве с лидерами шестнадцати стран Центральной и Восточной Европы озвучил состоящую из 12 пунктов декларацию о сотрудничестве, так что посмотрим, поддержат ли те, кто придет ему на смену, эту политическую инициативу.

Скалистые островки

После прошлогоднего конфликта вокруг спорных островов в Восточно-Китайском море, которые в стране восходящего солнца называются Сенкаку, а в Китае — Дяоюйдао, отношения между Китаем и Японией скатились до самой низкой точки за последние десятилетия.

Приход к власти Синдзо Абэ в Японии тоже не внушает особого оптимизма по поводу общения между двумя государствами в будущем. С другой стороны, Абэ во время своего прошлого должностного срока на посту премьер-министра показал, что может отказываться от высказанных во время выборов позиций и принимать в общении с Китаем прагматичные шаги. Сейчас обе стороны заняли выжидающую позицию — каждая ждет шагов партнера, чтобы отреагировать на них.

Контролирующая острова Япония хочет сохранить по отношению к островам status quo, сложно представить, чтобы она могла намеренно предпринять некие провокационные шаги. Для Китая же это является простой возможностью отвлечь внимание народа от внутригосударственных проблем на период смены власти.

Когда в первые месяцы года в Китае все утрясется, то предположительно исчезнет и заинтересованность в дальнейшем поддержании конфликта.

Помимо конфликта вокруг островов Сенкаку/Дяоюйдао, у Японии сейчас разгорелся жаркий спор по поводу островов и с Южной Кореей. Правда, расположенные в Японском море острова, которые в Корее называют Докдо, а в Японии — Такесима, контролирует Сеул, который, построив на скалистом острове небольшой гарнизон, сформировал там постоянное местное население.

Хотя и Абэ, и новая глава государства Южной Кореи Пак Кын Хе начнут новый год, скорее всего, с желания найти позитивное решение, достижение серьезного прорыва в этом вопросе маловероятно.

То же можно сказать и о давнишнем яблоке раздора, отравляющем отношения между Японией и Россией — территориальном споре по поводу Курильских островов, из-за которого два государства после Второй мировой войны до сих пор так и не заключили мирный договор.

Плохой мальчик» региона

Для молодого главы Северной Кореи Ким Чен Ына начавшийся год, скорее всего, станет годом, когда весь мир сможет услышать о нем больше. Совершенно очевидно, что главная цель лидера КНДР состоит в том, чтобы сохранить тамошний режим и самому остаться у власти.

Однако проблема в том, что краткосрочные и долгосрочные шаги, которые необходимо предпринять для выполнения этих целей, носят разный характер.

В ближайшем будущем молодому Ким Чен Ыну нужно будет укрепить свою позицию в верхушке власти Северной Кореи, а это можно сделать, только завоевав расположение «старой гвардии».

Проведенные в конце прошлого года успешные ракетные испытания, судя по всему, существенно помогли ему усилить свои вес и влияние, и недавно стало известно о намерении выпустить в течение года еще примерно шесть ракет. Однако на международную общественность и соседние государства этот план наводит ужас, поскольку эту так называемую космическую программу считают прикрытием для разработки атакующих баллистических ракет.

С другой стороны, Ким Чен Ын, похоже, понимает, что для длительного сохранения власти нужно проводить реформы и постепенно открывать экономику государства остальному миру. В этом смысле уже предпринят один интересный практический шаг — вчера в Северную Корею с визитом прибыл один из руководителей Google Эрик Шмидт.

Выступая по телевидению с новогодней речью, Ким Чен Ын говорил и о промышленной революции, и о перспективах сближения между двумя Кореями. Но печальная истина заключается в том, что Ким Чен Ын может осознавать важность экономических тем, однако его ракетная авантюра еще больше отдаляет Северную Корею от всего остального мира.

Японская карусель

Для главы Демократической партии Японии (DPJ) Есихико Нода, который протолкнул двукратное повышение ставки налога с оборота, поступившие в конце декабря результаты внеочередных выборов оказались просто убийственными. Вместо прежних 308 мест и парламентского большинства DPJ получила лишь 57 депутатских мест.

Свою прежнюю позицию гордо отвоевала Либерально-демократическая партия Японии (LDP), которая с двумя непродолжительными перерывами управляет Японией с 1955 года. На самом деле, и новый премьер-министр не такой уж новый, Синдзо Абэ — это старый знакомый и опытный политик, который в 2007 году, пожаловавшись на боль в животе, ушел с поста премьер-министра, чем положил начало активной ротации премьер-министров в Японии. В течение последних шести лет премьер-министр менялся в стране каждый год!

Тем не менее, возвращение Абэ не следует рассматривать как сильную поддержку народа новому лидеру или политике Либерально-демократической партии.

LDP вновь избрали во власть, скорее, из-за того, что DPJ за последние три года не сумела в достаточной мере доказать свою состоятельность.

Однако в этот раз у Абэ не так много времени, чтобы показать свою ценность, поскольку летом состоятся выборы в верхнюю палату парламента (в результате которых поменяется половина ее состава), которые станут для его правительства решающими. Отнюдь не исключено, что если LDP не сумеет удержать свои позиции в верхней палате, то еще в этом году мы увидим в Японии нового главу правительства.

Главным вызовом для нового правительства Японии и в этом году будет экономика, а не отношения с Китаем и раздоры с соседями из-за островов. Государственный долг Японии сейчас составляет более 200 процентов от ВВП страны — это уровень, перед которым меркнут даже показатели Греции.

Абэ взялся за дело с небывалым пылом, введя в парламент большой дополнительный бюджет и пытаясь через инфраструктурные инвестиции заново вдохнуть жизнь в экономику. Кроме того, на Центробанк Японии было оказано политическое давление, что позволило довести уровень инфляции до двух процентов.

После вступления в должность нового правительства йена немного ослабла, поэтому речь идет о хорошей новости с точки зрения конкурентоспособности экспортной продукции Японии.

И все-таки фокус на экономику в какой-то мере навязан премьер-министру Абэ, поскольку его избирательную программу составили в основном другие вопросы — начиная с пересмотра Конституции Японии, действующей с 1946 года, реформы образования, повышающей важность национального воспитания и проверки учебников истории, и заканчивая наращиванием роли Японии в рамках сотрудничества по вопросам безопасности с Соединенными Штатами Америки.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх