Люди, пользующиеся услугами нотариуса, как правило, слепо им доверяют и платят за заключение договора столько, сколько с них просят. Таллиннский нотариус Кристель Акерман доверием клиентов злоупотребила.
Комиссия: нотариус брала плату незаконно
По крайней мере такой вывод можно сделать из решения комиссии по дисциплинарным проступкам, исходя из которого министр юстиции Ханно Певкур предложил отстранить Акерман от должности.
Последний раз подобный инцидент отстранения нотариуса от должности в Эстонии имел место несколько лет назад. Действительно, это было так давно, что даже председатель Палаты нотариусов Анне Саабер в ходе вчерашней телефонной беседы не смогла вспомнить, когда же точно — где-то в 1990-е годы.
Люди — не компетентны по многим вопросам
По ее словам, большинство клиентов не компетентны, чтобы проверять правомочность оплаты услуг нотариуса. «Нотариусы должны разъяснять людям, как и на каком основании берется плата. Другой вопрос, умеют ли люди сами это проверить», — сказала она.
Министр юстиции опубликовал в Postimees сообщение, в котором разъяснил на юридическом языке проступки Акерман. Получить больше информации из министерства не удалось, поскольку, по заверению пресс-секретаря, дисциплинарное расследование только идет. В предстоящий вторник у Акерман еще будет возможность дополнительно объясниться перед министром юстиции.
Членами комиссии, изучавшими деятельность Акерман и внесшими предложение об ее отставке, являются уважаемые люди: таллиннский нотариус Тийт Сепп, председатель Таллиннского административного суда Виллем Лапимаа и Сийрика Паулман из Министерства юстиции.
Можно быть уверенными в том, что эти люди гадать на кофейной гуще не станут.
Пребывание Акерман в должности уже было приостановлено 2 мая прошлого года.
По оценке комиссии, Акерман неоднократно, систематически и необоснованно брала плату за изготовление копий (в десятке случаев) и еще чаще — за должностные услуги. Закон об оплате услуг нотариуса до евроцента предусматривает расценки за обязательные нотариальные действия, в том числе и за копии документов.
Однако стоимость добровольных должностных услуг формируется на договорной основе. При этом закон указывает, что нотариус и клиент должны предварительно договориться о цене и сделать это в форме, позволяющей повторно подтвердить договоренность в письменном виде.
К нотариальным должностным услугам относятся, например, и юридические консультации — обычно речь идет о таких услугах, которые можно купить и за пределами нотариального бюро, например, у адвоката.
«Проверялось и то, были ли услуги оказаны и бралась ли плата в том виде, как это было оговорено, — пояснила Саабер. — Плата за должностные услуги также должна быть договорной, и человек имеет право знать, за что именно он платит и какую услугу ему оказали».
По данным комиссии, в 35 случаях Акерман нарушила обязанность регистрировать все свои служебные действия и оказание услуг в книге записей должностных действий. Таким образом она поступала в течение долгого времени, по данным Postimees — более года.
На самом деле, внимание к деятельности Акерман привлекается уже далеко не впервые. В 2009 году на нее уже был составлен протокол о проступке, согласно которому, она препятствовала проведению процедуры государственного надзора в своем бюро, сознательно не допустив проверки двух помещений, в которых хранились наполовину готовые и еще не архивированные документы.
В ответ на решение полиции Акерман подала жалобу, и суд отменил меру наказания и производство о проступке. По словам Саабер, в то время в бюро Акерман были обнаружены серьезные недостатки при хранении и архивировании документов.
«Тогда Минюст сделал Акерман предписание по устранению недостатков и вслед за надзорным производством последовали повторные проверки, в ходе которых выявилось, что наибольшая часть недостатков устранена, — пояснила Саабер. Акерман тогда сохранила должность.
У нотариусов стало меньше работы
По словам Саабер, Палата нотариусов осуждает любые нарушения. «Мы считаем очень правильным реагировать на такие случаи, и ими следует заниматься очень серьезно, — сказала она. — Разумеется, подобный инцидент вредит репутации нотариуса, и поэтому мы относимся к этому очень серьезно».
В период бума недвижимости в Эстонии для покрытия спроса на нотариальные услуги нотариусами провозглашались новые лица. Теперь о буме не идет и речи, а заключить договоры с дигитальной подписью или подать отчет через Интернет имеет возможность любой человек. Не секрет, что часть нотариусов в Эстонии и вовсе осталась без работы.
Может, это и является причиной, почему Акерман начала брать с клиентов несправедливую плату за слуги? По словам Саабер, в последние годы у нотариусов действительно меньше работы, но подобный аргумент никак не может служить оправданием деятельности Акерман.
До выхода в печать связаться с Акерман Postimees не удалось.