Фандорин и Ричер: герои смутного времени

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Джек Ричер (Том Круз) и адвокат Хелен Родин (Розамунд Пайк) расправляются со злом.
Джек Ричер (Том Круз) и адвокат Хелен Родин (Розамунд Пайк) расправляются со злом. Фото: collider.com

У книги Бориса Акунина «Черный Город» и фильма Кристофера Мак-Куорри «Джек Ричер» есть немало общего: их герои – сыщики, меняющие мир, но лишь чуть-чуть.

Новых приключений Эраста Фандорина терпеливый читатель ждал три года: предыдущий роман из серии «Новый детективъ», «Весь мир театр», вышел в ноябре 2009-го, после чего Борис Акунин отдался другим проектам, а равно околополитической и блогерской деятельности. Отчасти пауза была связана с тем, что в очередном романе с ближневосточным колоритом Акунин хотел отправить Фандорина на территорию Узбекистана. «Узбекские чиновники меня сначала очень активно звали в Узбекистан и обещали всяческое содействие, – рассказывал писатель в интервью «ДД», – а когда пришло время ехать, они чего-то испугались. Стали требовать, чтобы я им предоставил синопсис романа – а у меня и в голове этого синопсиса нет. Кончилось все большим скандалом в прессе...»

Благородный муж в Черном Городе

В итоге Фандорин накануне Первой мировой войны едет ловить террориста по кличке Дятел не в Бухару, а в Баку – город, черный от нефти, кишащий преступниками всех мастей и не обещающий ничего хорошего. (Черный Город – название места, где добывают нефть, но в названии романа слышен и отзвук несостоявшейся книги «Черный человек» о смерти Григория Распутина.) В прологе Дятел дерзко убивает в Ялте начальника царской охраны Спиридонова и сбегает. Следы ведут в Баку, куда по стечению обстоятельств отправляются не только Фандорин с верным японцем Масой, но и фандоринская супруга, Элиза Альтаирская-Луантэн, звезда синематографа, взявшая псевдоним Клара Лунная. Жену Эраст Петрович уже не любит и всячески ищет повода с ней расстаться. По прибытии в Баку Фандорин дважды избегает смерти от рук бандитов, а первой же ночью оказывается связанным в нефтяной скважине, по горло в нефти, и помощи ждать неоткуда – Маса то ли опасно ранен, то ли убит...

«Черный Город» – книга увлекательная, драйвовая, местами даже веселая (продюктёр мсье Симон, он же Сенька Скорик, на пару с Фандориным создает современный киносленг, включая слово «кастинг»), но в целом это роман с горьким послевкусием. И дело даже не в финале – с ним автор как-нибудь разберется, ведь он обещал про Фандорина еще одну или две книги, кроме того, известно, что герой будет жив и пять лет спустя, – дело в кошмарном ощущении конца эпохи. В 1914 году прежняя история сломалась, недаром считается, что в этот год закончился «длинный XIX век». До того одиночки вроде Фандорина еще могли изменить мир; потом они стали бессильны, а роль властелинов судеб перешла к бунтующим массам, безликим спецслужбам и бюрократам. Герои XIX века остались лишь в книгах – Джеймс Бонд, например, отсылки к которому часто появляются в «фандориане».

Эраста Петровича конец эпохи не обходит стороной: он запутывается, приходит к неверным выводам, совершает проступок, недостойный благородного мужа. Даже Фандорин не в состоянии справиться с наступающей тьмой, хотя в какой-то момент кажется, что ему под силу предотвратить мировую войну – и что он это сделает, и история потечет по иному руслу... Увы: по большому счету «Черный Город» – книга поражения.

Бродяга против Зека

Сто лет спустя герои вроде Фандорина все еще возможны, но действуют они отнюдь не в масштабах стран и континентов – и потому почти незаметны. А то и вовсе невидимы. Американец Джек Ричер – бывший армейский следователь, а ныне человек-невидимка: у Ричера нет дома, машины (он ездит на автобусах), мобильного телефона, банковской карты, аккаунта в социальной сети, адреса электронной почты. Есть только счет в банке, куда перечисляется военная пенсия: ее банк переводит по адресу, узнать который можно только с санкции прокурора. Ричер неуловим, свободен, ни к кому не привязан и волен делать, что хочет. А хочет он восстанавливать справедливость и творить добро. Которое в его понимании может быть и с кулаками, и с десантным ножом, и с винтовкой.

Писатель Ли Чайлд придумал Ричера, когда отчаялся найти работу и решил написать какой-нибудь роман; как-то в супермаркете жена сказала Чайлду, мол, благодаря своему росту ты всегда сможешь устроиться «доставальщиком» («ричер» от to reach, «достигать», – это работник супермаркета, который может достать товар с верхней полки). Фильм «Джек Ричер» снят по девятому роману серии, всего их сейчас восемнадцать, на пять меньше, чем про Фандорина, хотя первые книги Чайлда и Акунина вышли почти одновременно: «Этаж смерти» – в 1997 году, «Азазель» – в 1998-м.

В Америке Джек Ричер популярен так же, как Фандорин – в России, а после экранизации с Томом Крузом, надо думать, станет еще популярнее. Загвоздка тут только одна: в оригинале Ричер – детина под два метра, весящий 110-115 килограммов, в то время как Том Круз ростом не вышел. Но это вряд ли важно: Круз – достаточно хороший актер, чтобы зритель попросту забыл о росте персонажа. Тем более что интрига «Джека Ричера» держит вас в напряжении все два часа. В начале фильма снайпер в резиновых перчатках расстреливает из укрытия пять человек, случайно оказавшихся в одном месте в одно время. Мы видим лицо снайпера – и сразу понимаем, что армейский стрелок Джеймс Барр, которого нашли по отпечатку пальца на монете в паркометре, невиновен. Сам Барр отказывается давать показания и просит найти Джека Ричера. Джек, узнавший о происшествии из новостей, заявляется к следователю, чтобы «бросить Барра за решетку» – в свое время тот точно так же расстрелял несколько человек в Ираке. Но концы с концами не сходятся, Ричер принимается за расследование – и за ним начинают охотиться подручные беспалого старика по кличке Зек, бывшего узника сибирских лагерей (эту роль блестяще сыграл немецкий режиссер Вернер Херцог).

Джек Ричер вполне подходит на роль наследника Фандорина: он не настолько утончен и образован, но стремится примерно к тому же – и так же чужд сантиментов. Фандорин, как сказано в «Черном Городе», «христианином считать себя никак не мог – не был согласен с этим милосердным учением по ряду принципиальных позиций. Например, касательно всепрощения и заповеди "не убий"... Ему приходилось много убивать – притом часто безо всяких угрызений, а иногда даже с радостью. Эраст Петрович был убежден, что при определенных обстоятельствах убивать можно и даже нужно». Другое дело, что, как говорит Фандорин в фильме «Статский советник», «зло пожирает зло», а в смутное время отличить добро от зла часто не может даже самый благородный муж.

Комментарии
Copy
Наверх