Комиссар ЕС: Часть русских ассимилируется, часть – никогда

rus.postimees.ee
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Нилс Муйжниекс
Нилс Муйжниекс Фото: blogspot.com

На днях исполнился год с тех пор как Нил Муйжниекс занял должность комиссара Совета Европы по правам человека. После конференции о будущем в правах человека в Европе, проходящей в городе мира Гааге, Муйжниекс встретился с латвийскими журналистами и ответил на вопросы о мигрантах, негражданах Латвии, прокомментировал вопросы судебной системы, а также обрисовал свою работу и обязанности. На встрече присутствовал и Русский TVNET.

Неграждане - граждане несуществующей страны

Нил Муйжниекс признался, что не любит сравнивать страны, он все же подчеркнул актуальный вопрос для Латвии, по поводу которого он говорит на протяжение уже 15 лет, - получение гражданства для детей неграждан.

«Если в Эстонии количество детей неграждан - тысяча, то в Латвии - девять тысяч. В Литве этот вопрос неактуален», - отметил комиссар, добавив, что «ответственность государства заботиться о лучших интересах ребенка – давать гражданство автоматически, а быть негражданином – это не в интересах ребенка».

«Наших неграждан приравнивают к гражданам третьего мира,

думая, что они не являются гражданами ЕС. А по факту они - граждане несуществующей страны», указал Муйжниекс.

Отметим, что Латвия одна из двух стран в мире, где существуют неграждане – вступая в ЕС статус неграждан был заранее оговорен.

В свою очередь вопрос цыган актуальнее в Латвии и Литве, чем в Эстонии, где они в меньшинстве. «Однако в Литве одно время была тюрьма, где США держала подозреваемых в терроризме и использовала методы, которые комиссия ЕС признала пытками. Насколько пока известно, в Латвии такого нет!» (Смеется.)

Не встречал русскоязычного Латвии, забывшего русский

На вопрос Русского TVNET ассимилируются ли со временем русскоязычные Латвии, он отметил, что русскоязычные и русские очень разные. «Часть ассимилируется, часть – никогда. Я пока не встретил ни одного русскоязычного Латвии, который забыл русский язык. Ассимиляция происходит редко и медленно. Другой вопрос – происходит ли в Латвии интеграция, сегрегация или маргинализация? Один человек может себя хорошо ощущать в обществе, а в течение его жизни происходит что-то, что заставляет человека чувствовать себя отдаленным. Я думаю, что в будущем Латвии стать этнически однородной нереально!» - улыбнувшись сказал комиссар.

По его мнению у Латвии больше шансов стать многообразной и, как и все страны восточной Европы, в ближайшие 20 лет она станет страной иммиграции. В некоторых странах (Чехия, Польша, Венгрия) это уже происходит. Если Латвия продолжит экономически развиваться и укрепится демократия, то страна станет более привлекательным местом для мигрантов.

«Хотелось бы видеть Латвию, в которую люди хотели бы въезжать, а не выезжать! Но это новые вызовы и проблемы в области прав человека», - указал Муйжниекс.

При этом он не смог спрогнозировать, когда можно ожидать новый приток трудовой в Латвии.

Дискриминация на уровне языка непопулярна в суде

На вопрос журналистов, является ли в Латвии дискриминацией тот факт, что работодатели требуют знание русского языка, Муйжниекс ответил: «Если специфика работы требует знания иностранного языка, то мне сложно это назвать дискриминацией. Если это необоснованные требования и человеку по работе совсем не нужен русский, но его требуют, то это могла бы быть дискриминация. В Латвии было мало дискуссий, насколько обосновано требование латышского языка и на каком уровне. Сложно провести черту, когда есть или нет дискриминации. А дискриминация на уровне языка – мало рассматривается в Европейском суде».

Мультикультурализм, ассимиляция, сепарация или маргинализация

На вопрос русского TVNET о том, что он думает о модели мультикультурности, Муйниекс ответил, что все зависит от того, как эту мультикультурность воспринимать. «Если надо способствовать многообразию культуры и при этом сохранять свою идентичность, то, думаю, нет ни одной европейской страны, которая бы так делала. Если понимать это как систематическое способствование контактам, то это интеркультурность. Думаю, что только так можно преодолеть стереотипы и предрассудки».

«Существует подход канадского социоантрополога Джона Бэрри по анализу группы мигрантов с двух ракурсов. Они хотят или не хотят сохранить свою идентичность. Готовы ли они общаться с представителями других культур. Не желают сохранить свою идентичность и хотят контактировать – это ассимиляция. Желают сохранить свою идентичность и не хотят общаться – это сепарация. Не желают сохранить идентичность и общаться – это маргинализация. Если готовы сохранить идентичность и готовы общаться, то это интеграция», - отметил Муйжниекс.

Он также указал, что, если говорить о правах человека, то добровольная ассимиляция возможна.

Латвии надо учиться у Европы

«Кое что в Латвии делается, но мне хотелось бы большей активности», - считает комиссар, вновь вспомнив о гражданстве для детей неграждан. Он привел пример того, как сербский омбудсмен привлек трех министров и создал конференцию о том, как социальным центрам регистрировать цыган без документов и места проживания.

Это успешная часть интеграции, а она у нас была очень слабой. У людей должна быть надежда, что они смогут получить равное отношение. Безусловно нужно интегрировать и мигрантов, чтобы они также соучаствовали в решении проблем», - указал Муйжниекс.

В Латвию приедет не скоро

На вопрос журналистов, когда комиссар планирует приехать в визитом в Латвию, он сказал, что скорее всего в следующем году. «Я смотрю, когда в последний раз был в конкретной стране. Также мне нужно выбирать географически – не быть в одном регионе, посещать страны, где есть реальные проблемы, например, в Греции», - пояснил выбор стран для посещения комиссар ЕС.

«Идеи о правах человека меняются, меняется мышление. Даже в самых богатых странах есть проблемы с правами человека, и мне нужно стараться в одинаковой мере работать со всеми странами. Если бы я только находился в Турции или России, меня послали бы куда подальше…», - усмехнулся Муйжниекс.

Он также отметил, что в Латвии хочет начать диалог о судебной системе. «Главные проблемы мы знаем – условия в местах заключения, долгие судебные процессы, ошибки судей. Сложно сказать, какие еще будут акценты во время визита в Латвию. Перед визитом мы находим юридические дела против конкретной страны и сосредотачиваемся на анализе двух-трех вопросов. Какие это будут вопросы в Латвии, пока не знаю».

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх