В субботу нарвские энергетики решили бастовать, если руководство концерна Eesti Energia сочтет непомерными их требования внести в новый коллективный договор пункты о повышении зарплаты на 15% в нынешнем году и на десять — в следующем.
Ирина Токарева: энергетики — в одной лодке?
Решение серьезное, грозящее убытками для всех, в том числе и для самих энергетиков. Если они не добьются успеха, то могут и вовсе лишиться коллективного договора, а вместе с ним и нынешних льгот: далеко не каждое предприятие выплачивает работникам годовую премию в размере месячного оклада.
В то же время энергетики не так уж бедствуют: средняя брутто-зарплата работников электростанций выше средней по уезду.
Призывая энергетиков хорошенько все взвесить, прежде чем принимать окончательное решение, руководитель Нарвских электростанций Тыну Аас напомнил: все они плывут в одной лодке, не стоит ее слишком сильно раскачивать.
В связи с этим вспомнился рассказ русского писателя-юмориста Аркадия Аверченко «Драма на море», написанный в 1919 году: рыбачья шхуна пошла ко дну, на шлюпке спаслись шестеро матросов и их начальник. Начальник рассчитал, что если грести день и ночь и разумно экономить еду и воду, за шесть дней можно благополучно добраться до берега.
Но матросы организовали в шлюпке профсоюз гребцов и потребовали увеличения рационов, восьмичасового рабочего дня, выходных и праздничных дней. В итоге шлюпка затонула, а моряков съели акулы.
Но если бы начальник устроил себе одному роскошную жизнь, а матросам велел поменьше есть и хорошо работать, действия «профсоюза гребцов» не выглядели бы странными.
Если вернуться к Нарвским электростанциям, призыв руководства ясен: забастовка или значительное повышение зарплаты работников могут сделать предприятие неконкурентоспособным, а тогда потеряют все.
Однако с аргументами энергетиков трудно спорить. Им говорят, что они хорошо работают, но их уровень жизни снижается. Сумма, о которой не удалось договориться во время переговоров с работодателем, около миллиона евро в год, несравнима с ежегодной многомиллионной прибылью концерна, как и с 60-миллионными инвестициями в проекты концерна в Иордании и Америке, о целесообразности которых мало что известно.
При переговорах о повышении зарплат рядовых работников неизменно упоминается необходимость экономить в нынешние трудные времена, в то же время между зарплатой, к примеру, Сандора Лийве и зарплатой рядовых работников — пропасть.
Если уж затягивать пояса, то всем вместе, иначе речи об общей лодке не вызывают доверия.