Андрус Ансип: 959 988 000 000

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Андрус Ансип
Андрус Ансип Фото: Teet Malsroos/Õhtuleht

В конце прошлой недели главы государств и правительств стран ЕС приняли бюджет Евросоюза на 2014-2020 годы. Невзирая на сокращение общего бюджетного объема, Эстония может считать себя победителем. Предназначенные для нас дотации ЕС достигают 5,89 млрд евро, что на 907 млн евро больше, чем в нынешнем периоде, пишет премьер-министр Эстонии Андрус Ансип (Партия реформ).

В контексте Эстонии двенадцатизначная цифра суммы в евро выглядит фантастически. Такую сумму, сравнимую с объемом 150 государственных бюджетов Эстонии, составил бюджет Европейского Союза на последующие семь лет, о котором мы, главы государств и правительств стран ЕС, в пятницу, после длившихся целые сутки переговоров, наконец, договорились.

Несмотря на то, что для окончательного принятия бюджета нужно еще одобрение Европейского парламента, можно быть уверенным, что на переговорах с парламентом объем бюджета уже не сократится.

Договориться насчет этой суммы было далеко не просто. В 2005 году, когда я, только став премьер-министром, вел бюджетные переговоры, в Европе еще царил оптимизм, связанный с успешным расширением ЕС в 2004 году. Рост экономики казался безграничным и, по мнению многих, начало нового тысячелетия было стартом к «новому наступлению» Европы.

Несмотря на то, что и тогда велись жаркие споры по поводу общего объема бюджета Евросоюза, в воздухе чувствовалась весна. Естественно, в итоге объем тогдашнего бюджета ненамного превысил один процент от нацио­нального дохода Евросоюза.

Однако, возвращаясь в день сегодняшний, следует отметить, что нынешние переговоры сов­пали с периодом, когда политику Европы омрачают переживаемый несколькими странами ЕС долговой кризис, спад экономики и урезание публичного сектора.

Поэтому не удивительно, что бюджет ЕС на следующий период впервые в истории объединения в неизменных расходах оказался меньше, чем предыдущий. Денег меньше, и их считают гораздо тщательнее, чем в 2005 году.

Для Эстонии как государства, которое получает из общего бюджета больше, чем само вкладывает, сокращение бюджета является неприятным развитием событий. В то же время, поскольку мы и сами недавно урезали свои расходы, а вместе с ними и свои мечты, то понимаем, почему часть государств-членов ЕС потребовала сокращения бюджета.

И все-таки, невзирая на сокращение общего бюджетного объема, по результатам прошедших переговоров Эстония может считать себя победителем. И это на основании многих параметров. Хоть это и не следовало бы считать самым главным, но мы, безусловно, выиграли в финансовом плане.

По сравнению с предложением, сделанным Европейской комиссией на стартовой позиции переговоров 29 июня 2011 года, Эстония является одним из немногих государств ЕС, нетто-позиция которого в итоге улучшилась, а не ухудшилась.

Предназначенные для нас дотации ЕС в текущих ценах достигают 5,89 миллиарда евро. Это на 907 миллионов евро больше, чем в нынешнем периоде! Судя по одному только объему дотаций, предусмотренных для новых инвестиций (то есть если не считать деньги, даваемые странам-членам ЕС на решение т.н. старых проблем, существовавших до присоединения — например, на закрытие атомных АЭС), из расчета на одного человека Эстония получит больше всех — 3351 евро. Это о деньгах.

Однако важнее денег, безусловно, содержание — то, какие изменения мы с их помощью можем претворить в жизнь. И по этому критерию результат Эстонии оказался выше всех ожиданий. Отдельно хочу отметить три темы.

Во-первых, уменьшится неравное обращение в связи с разницей в прямом дотировании сельского хозяйства: для фермеров Балтии условия конкуренции станут лучше. Несмотря на то, что окончательно нам не удалось избавиться от неравенства, у аграриев есть повод для радости.

Общая сумма прямых дотаций, выплачиваемая из бюджета Евросоюза, увеличится в два раза, а к концу периода дотация из расчета на гектар вырастет до 75 процентов от средней по ЕС.

Во-вторых, укрепление конкурентоспособности. Наши парт­неры приняли во внимание резкий спад экономики в 2008 году и согласились назначить Эстонии вместе с Латвией, Литвой и Венгрией более высокий лимит на инвестиции в политику единства.

С условием, что мы будем использовать деньги так же целесообразно, как до сих пор. Для Эстонии это означает 350 миллионов дополнительных евро.

В-третьих, благодаря этой договоренности улучшится сообщение Эстонии с Европой. Мы не останемся островом, ни в энергетическом смысле, ни в плане логистики. Строительство Rail Baltic больше не является теоретической мечтой — теперь это реальная возможность, деньги для этого есть. А то, как скоро этот проект станет реальностью, зависит лишь от расторопности Эстонии, Латвии, Литвы и Польши.

Кроме того, нам удалось добиться финансирования газовой и энергетической инфраструктуры, соединяющей Эстонию с остальной Европой.

Но довольна ли сама Европа? Не означает ли урезание бюджета ослабление Европы? К счастью, это не так. Невзирая на сокращения, объем инвестиций, нацеленных на будущее и поддерживающих конкурентоспособность, увеличится в два раза, в том числе на 20 процентов вырастут суммы, предусмотренные для поддержки науки и деятельности по развитию. Это направленные на будущее инвестиции, которые должны на долгое время обеспечить Евросоюзу конкурентоспособность в мире.

Впервые в бюджете ЕС появился отдельный фонд для создания инфраструктуры между странами-членами ЕС. Правда, он будет не таким объемным, как надеялись Эстония и Еврокомиссия, но, тем не менее, начало положено.

Этот шаг поможет большему сплочению Европы и, соответственно, даст гражданам и предприятиям Европы больше возможностей пользоваться свободами Европы (в том числе свободой внутреннего рынка).

Положительный результат родился не в одночасье, и не в результате усилий кого-то одного. У Эстонии в ЕС сейчас хорошая репутация. Нам удалось удержать контроль над расходами публичного сектора и целесообразно и эффективно распорядиться деньгами ЕС. Никто не считает Эстонию ни приживалкой, ни транжирой. Именно поэтому не было и надменного отношения к нашим проблемам и пожеланиям.

У Эстонии имидж прагматичного государства, настроенного на сотрудничество. На такой основе легко найти союзников и партнеров. Ведь все государства ЕС, в конце концов, одобрили наши пожелания. Особенно важным, пожалуй, было наиболее успешное в новый период независимости сотрудничество с Латвией и Литвой, с которыми наши интересы на переговорах почти полностью совпали.

Ради наших общих целей прилагали усилия не только политики и чиновники трех стран, но и предприниматели, фермеры, а также их представительские организации и представители третьего сектора.

Очень эффективным было сотрудничество с ведущими фигурами Еврокомиссии и Европарламента и, конечно же, с председателем Европейского Совета Херманом ван Ромпеем, на которого легла ответственность за достижение окончательной договоренности. Все они отнеслись к нашим проблемам с пониманием, и мы благодарны им.

Используя бюджетные дотации ЕС, нам следует смотреть дальше, чем не семь лет вперед. Инвестиции начинающегося бюджетного периода следует больше направить на людей, на развитие Эстонии и ее конкурентоспособности в длительной перспективе.

Мы не собираемся навсегда оставаться получателем помощи. Возможно, уже в следующий бюджетный период Эстония сможет внести в бюджет Европейского Союза больше, чем непосредственно получить из него.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх