Возвращения Сильвио Берлускони в политику опасаться не стоит

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Сторонник лидера левоцентристов Пьера Луиджи Берсани на предвыборном мероприятии в Неаполе в четверг.
Сторонник лидера левоцентристов Пьера Луиджи Берсани на предвыборном мероприятии в Неаполе в четверг. Фото: Reuters/ScanPix

Перед прошедшими в минувшие выходные всеобщими парламентскими выборами столица Италии была просто-таки перенасыщена тематикой выборов.

В Риме, казалось, не осталось ни одного забора, на котором не было бы рекламы с изображением какого-нибудь политика.
На удивление много было рекламных плакатов с лицами политиков-женщин. Особенно, если учесть, что в стране, где ценятся традиционные гендерные роли, работает чуть больше половины женщин — меньше всего в Европе.

Безработица молодежи

Как сказал профессор социологии римского университета La Sapienza Антимо Луиджи Фарро, по крайней мере, в случае с главным фаворитом выборов, Демократической партией Италии, речь идет о стратегическом ходе: «[Глава Демократической партии Пьер Луиджи] Берсани сознательно внес в избирательные списки много женщин и относительно молодых людей 30-40 лет».

В нынешней избирательной кампании наряду с налоговой политикой одной из самых острых тем была безработица среди молодежи, поскольку в Италии не работает каждый третий молодой человек, и, таким образом, Берсани попытался заполучить сторонников из столь сложной группы общества.

Однако, по словам экспертов, ему это не удалось, поскольку молодые избиратели предпочитают, скорее, сатирика Беппе Грилло, который, возглавляя «Движение 5 звезд», пытается заручиться голосами протеста тех избирателей, которым надоела коррумпированная политика Италии. По словам Фарро, «Движение 5 звезд» представлявляет собой, в первую очередь, сеть друзей самого Грилло, у которой помимо противостояния коррупции, собственно, и нет своей какой-либо четкой политической программы. «Попав в парламент, одна часть из них через какое-то время может уйти в правые союзы, другая — в левые, а кто-то и вообще в другом направлении», — считает Фарро.

Тем не менее Грилло удалось заполучить часть голосов бывшего премьер-министра Сильвио Берлускони, тем самым повысив вероятность того, что в Италии будет стабильное левоцентристское правительство, в состав которого войдут Берсани и избирательные союзы бывшего премьер-министра, технократа Марио Монти.

Профессор политологии римского университета LUISS Леонардо Морлино сказал, что, скорее всего, Берсани получит в нижней палате парламента приличное большинство и должен будет в сенате сформировать коалицию с Монти. Предсказание окончательных результатов усложняет итальянская избирательная система, которую Фарро называет странной, а Морлино — кишащей техническими ошибками. А именно, партия, получившая на выборах нижней палаты больше всего голосов, автоматически получает бонус, обес­печивающий ей в палате депутатов примерно 54-процентное представительство — таким образом, полученный на выборах процент поддержки не имеет значения, главное — победить.

Верхнюю палату выбирают по другим принципам — в нее входят победители региональных выборов, а их число зависит от величины регионов. По словам Морлино, не стоит опасаться, что приход к власти бывшего коммуниста Берсани покончит с начатыми Монти реформами. «Все-таки каждое правительство может действовать только в довольно узких рамках, поскольку для Италии действуют ограничения, связанные как с членством в ЕС, так и с учас­тием в еврогруппе. А в ходе избирательной кампании можно пообещать многое», — заметил Морлино.

Идеальная позиция

Пьер Луиджи Берсани пообещал продолжить реформы пенсий и рынка труда, а также сохранить ненавистный народу земельный налог, который ввел Монти. Берлускони же пообещал, что, придя к власти, сразу отменит и вернет его людям, выплатив наличными.

По мнению Морлино, у Берлускони сейчас идеальная позиция: «Берлускони ни в коем случае не станет следующим премьер-министром, поэтому он может давать любые обещания — никто никогда не потребует от него их выполнения». По признанию Морлино, итальянские политики ломают голову над феноменом Берлускони: «Самого Берлускони понять просто, а вот тех, кто за него голосует, — сложно».

В середине 1990-х годов в отношении Берлускони были большие ожидания, однако теперь их нет. «Его сейчас поддерживают три силы: старые лояльные избиратели, люди, которые ни в коем случае не хотят отдавать свои голоса за левоцентристов, и институциональные рамки, в которых две партии имеют преимущественное положение», — считает Морлино.

«Что можно думать о политике, который в прямом телеэфире советует не платить налоги? — спросил Фарро, по мнению которого Берлускони является настоящей проблемой с точки зрения демократии. — На самом деле, его время прошло, в современной Италии и так много проблем».

Согласно оценке Морлино, всем гражданам Европы следует научиться жить с меньшими, а не растущими ожиданиями. «Им следовало бы принять то обстоятельство, что они стали беднее. А итальянцам это сделать совсем непросто», — признал он.
 

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх