Альянс готов уйти из Афганистана

Эвелин Калдоя
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Январь 2013-го, провинция Кандагар: пехотинец США и афганский полицейский выясняют, у кого рука сильнее. К концу 2014 года ответственность за безопасность в Афганистане должна полностью перейти к афганцам.
Январь 2013-го, провинция Кандагар: пехотинец США и афганский полицейский выясняют, у кого рука сильнее. К концу 2014 года ответственность за безопасность в Афганистане должна полностью перейти к афганцам. Фото: Reuters/ScanPix

Как заявил в пятницу на встрече министров обороны стран-членов НАТО глава Пентагона Леон Панетта, осенью, когда завершится нынешний сезон боевых дейст­вий, США начнут выводить вой­ска из Афганистана ускоренными темпами.

Следующий важный для США срок — весна 2014 года, когда в Афганистане пройдут президентские выборы. Во время их проведения афганским силам безопасности, которым войска коалиции постепенно передают ответственность, еще будут оказывать поддержку значительное число американских военных, но после выборов они будут отправлены домой.

Как отметил Панетта, проходившая в конце минувшей недели в Брюсселе встреча министров обороны стран-членов НАТО была посвящена в основном войне, начавшейся в 2001 году. По его словам, миссия в Афганистане проходит успешно.

Психологический эффект
Посол Эстонии в НАТО Лаури Лепик тоже считает, что последние два года прогресс налицо. «Когда два года назад начался процесс вывода войск, карта Афганистана была вся отмечена серым цветом, говорившим о присутствии сил ISAF (Международных сил содействия безопасности в Афганистане. — Ред.), — заметил он. — Сейчас в зоне ответственности ISAF только десять процентов территории, остальную контролируют афганцы».

По словам посла Эстонии, об этом свидетельствует и уменьшение количества погибших военнослужащих ISAF. Хотя в пятницу пришло сообщение еще об одном погибшем, это была первая потеря ISAF за последний месяц.

«Правда, афганцев погибает сейчас примерно столько же, как и раньше», — отметил он. Это означает, что силам безопасности Афганистана передают не мирную страну, и за безопасность приходится еще бороться.

«Мы знаем, что на этой вой­не погибли более 2000 американских солдат и свыше 1000 военнослужащих ISAF из других стран, а также в несколько раз больше афганцев», — констатировал Лепик, по словам которого изменения, связанные с передачей ответственности афганцам, имеют очень важный психологический эффект для противоположной стороны.

«Теперь, когда боевые действия ведут и руководят ими, по сути, афганские силы безопасности, Талибан начинает понимать, что воюет не с оккупационными, так сказать, вой­сками, а против афганского народа», — отметил он.

НАТО планирует после ухода ISAF сохраненить в Афганистане небольшое число военного контингента. Как сказал Лепик, при этом имеют значение два важных аспекта.
Во-первых, переговоры между США и Афганистаном о договоре, предусматривающем присутствии сил, еще только ведутся, после чего должен быть заключен аналогичный договор между НАТО и Афганистаном.

Во-вторых, новая миссия будет рассматриваться как консультационная операция стратегического уровня.

«К этому времени афганские силы безопасности будут полностью нести ответственность за всю территорию своей страны», — уточнил посол Эстонии в НАТО Лаури Лепик.

После 2014 года в Афганистане планируется оставить 8000-12 000 военнослужащих. Как сказал на пресс-конференции в пятницу Леон Панетта, войска НАТО будут дислоцированы не только в Кабуле, но и в южной, северной, восточной и западной час­тях Афганистана.

В состав ISAF входит 50 стран. Как предполагает Лепик, и после того, как основные силы будут выведены, в миротворческой миссии будут участвовать военнослужащие нескольких стран.
«Эта миссия не будет каким-то клубом с небольшим числом членов, — отметил он. — Приступая к планированию новой операции, НАТО предоставил возможность участвовать в ней парт­нерам, которые до этого активно участвовали в ISAF, и интерес уже в самом начале довольно большой».

Объем грузов огромен
По словам посла Эстонии в НАТО, постоянно обсуждаются и вопросы, связанные с транзитом грузов уходящих коалиционных войск, для которого есть несколько путей.

Первоочередное значение имеет воздушный транспорт, затем южный путь через Пакистан, дороги, проходящие через Россию и ведущие в порты на Балтийском море, Тихом океане, а также западные пути из имеющих общую границу с Афганистаном стран, которые ведут в порты на Черном море.

«Объем грузов, конечно, огромен, и наверняка не все будет работать идеально», — предполагает Лепик. Даже при наличии договореннос­тей между странами транзиту могут помешать многие обстоятельства, например, забастовки транспортников, как бывало в Пакистане, медленное делопроизводство в рес­публиках Центральной Азии, ошибки с оформлением документов, коррупция.

По словам Лепика, один из основных вопросов, который касается России, связан с транзитом грузов после 2014 года, когда операция ISAF закончится, а снаряжение коалиционных войск еще не будет вывезено.

Москва настаи­вает на том, чтобы транзит был организован на основе мандата Совета безопасности ООН по проведению операции ISAF, в противном случае по международному праву Россия не будет иметь оснований для того, чтобы пропус­кать транзит.

Правда, как заметил посол, сейчас этому особое внимание не уделяют, поскольку на первом месте стоит вопрос о достижении с Афганистаном договоренности о дальнейшем присутствии войск.

«Если эта договоренность будет достигнута, мы посмот­рим, какие дополнительные шаги можно предпринять в других международных организациях и какое значение к тому времени будет иметь транзит», — сказал Лепик.

Расходы на оборону резко сокращаются

Аналогично своему предшественнику Роберту Гейтсу уходящий в отставку министр обороны США Леон Панетта воспользовался своей последней пресс-конференцией, проходившей в пятницу в штаб-квартире НАТО, для того чтобы выразить негодование в адрес союзников по поводу резких сокращений расходов на оборону.

«Нет сомнений, что нынешняя ситуация с бюджетом, когда расходы Европы на оборону серьезно сократились, и тупиковая ситуация с бюджетом в Соединенных Штатах Америки подвергают опасности возможность действовать сообща, — сказал он. — Принимая решение покинуть пост министра обороны, я опасаюсь, что скоро альянс станет слишком ослабленным, если уже таковым не является».

Днем ранее на эту же тему выражал обеспокоенность Генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен. Он отметил, что, несмотря на то что тесное сотрудничество и т.н. умная оборона в трудные времена имеют очень важное значение, у этого все-таки есть границы.

«Нам необходим определенный уровень расходов на оборону», — сказал он, предостерегая, что дальнейшие сокращения бюджета могут нанести серьезный вред возможности противостоять новым опасностям.

Вновь приехать в Брюссель Панетту вынудило то обстоятельство, что республиканцы в сенате блокировали утверждение кандидатуры Чака Хэйгела на пост министра обороны во второй администрации Барака Обамы: в четверг 15 республиканцев-сенаторов сделали Обаме предложение отказаться от кандидатуры Хэйгела.

«Выступление сенатора Хэйгела во время процедуры утверждения его кандидатуры вызвало обеспокоенность и серьезные сомнения в его элементарной компетенции и соответствии важным требованиям для этой должности», — приводится обос­нование в письме сенаторов.

Пресс-секретарь Белого Дома Джей Карни подтвердил, что Хэйгел не отказался выставлять свою кандидатуру. Голосование по этому вопросу состоится в сенате во вторник. Сенатор от рес­публиканцев Джон Маккейн отметил, что хотя он сам и не поддерживает Хэйгела, уверен, что обамовский кандидат наберет необходимое количество голосов, чтобы занять этот пост.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх