Очереди к врачам безумно длинные

Микк Салу
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
иллюстрация: graafika: Silver Alt

Очередь на прием к врачу — серьезная проблема нашей системы здравоохранения, но зачастую пациент вообще не может записаться к врачу и получить место в очереди.
 

«Недавно я хотела записаться на прием к врачу и побывала в двух больших больницах, где есть специалист такого профиля. В одной бесплатных номерков не было, в другой мне тоже сказали, что с февраля по май остались только платные визиты, а на июнь больше уже не записывают», — рассказала жительница Таллинна Хейди (имя изменено. — Ред.).

Хейди была в двух больницах — Западно-Таллиннской центральной больнице (Lääne-Tallinna keskhaigla, LTKH) и Северо-Эстонской региональной больнице (Põhja-Eesti regionaalhaigla, PERH).

Справедливости ради надо отметить, что «бесплатным» прием у врача можно назвать лишь условно — правильнее было бы сказать «более дешевый», поскольку платить за визит все равно приходится, и «бесплатно» просто означает, что оплата идет через Больничную кассу.

В вышеприведенном случае для нас существенно не то, что проблема со здоровьем требовала обращения к конкретному специалисту. Вопрос в том, зачем вообще рассуждать о длинных очередях к специалистам и доступности медицинской помощи, если на самом деле даже записаться на прием к врачу невозможно.

Отслеживать самому
Я и сам предпринял попытку записаться к врачу в LTKH и PERH: в обеих больницах работает э-регистратура, в которую можно войти с помощью ID-карты, однако выяснилось, что «бесплатных» визитов к специалистам совсем немного — в основном только платные, да зачастую и их нет.

Но когда 1 марта я вновь зашел на сайт LTKH, на прием ко многим специалистам, к которым еще день назад номерков не было, теперь, словно по мановению волшебной палочки, появились несколько свободных номерков. Вероятно, в начале месяца больница пересмат­ривает свои рабочие графики, и таким образом появляются свободные номерки.

Однако в PERH подобных перемен не наблюдалось ни в конце февраля, ни в начале марта. Так, например, к урологу не было ни одного бесплатного номерка, а на апрель предлагались платные визиты всего лишь в течение двух дней. Подобные примеры можно продолжать. Зачастую пациент вообще не имеет возможности записаться к врачу и получить место в очереди.

Поговорив с разными людьми, я узнал, что нужно самому постоянно отслеживать, не появились ли свободные номерки. Чаще всего они появляются именно в начале месяца, когда больницы составляют графики работы и открывают т.н. очереди.

По словам руководителя Больничной кассы (БК) Танеля Росса, он в курсе всех проб­лем: что люди сами не могут даже зарегистрироваться в очереди, что больницы открывают очереди по своему усмотрению, а методика, по которой измеряется длительность очередей, не работает. В любом случае, проблема очередей к врачам является приоритетом БК, и именно сейчас она проводит исследование, чтобы изменить принципы учета очередей.

«Говорить на эту тему более подробно я смогу в апреле, когда информации будет значительно больше, — сказал Росс. — В принципе, картина реальной ситуации с очередями должна проясниться».

В числе прочего, вышеописанные сложности при регист­рации на прием к врачам являются также одной из причин, почему и Больничная касса, и Министерство социальных дел прилагают усилия, чтобы создать некую единую дигитальную регистратуру. Проще говоря, планируется создать интернет-портал, объединяющий базы данных всех лечебных учреждений, через который можно будет бронировать время визита к любому врачу в любой больнице.

Руководитель по связям с общественностью БК Эвелин Коппель сообщила, что опросы пациентов и заказанное Больничной кассой исследование свидетельствуют о нарастании негативной тенденции. Недовольство пациентов растет, и все больше число тех, кто вынужден ждать приема к врачу более двух месяцев.

При этом шесть недель — это максимальный срок ожидания визита на амбулаторный прием, предписанный для медицинской системы Эстонии в качестве инструкции Советом БК. Однако многочисленные сигналы свидетельствуют, что для многих пациентов этот срок превышает два месяца.

Изменения в системе
Однако самые большие проб­лемы с очередями и доступностью медпомощи, похоже, сейчас у PERH. Даже статистика БК — пусть и неполная — это подтверждает. С одной стороны, это означает, что в PERH работают ценные специалисты, на прием к которым стремятся попасть пациенты, но, с другой стороны, попасть-то к ним сложно.

Председатель правления PERH Тынис Аллик признает наличие очередей и отмечает, что сейчас медики больницы работают при максимальной нагрузке. Однако, несмотря на то, что в больнице говорят, что они загружены по максимуму, и БК подтверждает, что дополнительных возможностей у них нет, к ряду специалистов, у которых нет возможности вести бесплатные приемы, PERH предлагает целый ряд платных номерков — и в этом есть некое противоречие.

Вероятно, что в ближайшее время очереди к врачам увеличатся еще больше, и причины для этого есть. Во-первых, если взглянуть на договоры, заключенные между БК и больницами, то в I квартале сократилось число лечебных случаев.

Из крупных больниц исключением стала лишь PERH, получившая дополнительно еще пару тысяч лечебных случаев. При этом у Ида-Таллиннской центральной больницы этот показатель уменьшился почти на 10 000 случаев.

Увеличения числа лечебных случаев в последующих кварталах, очевидно, также не предвидится.
Скоро вступит в действие новый коллективный договор, заключенный осенью прошлого года в результате забастовки медиков, который также указывает на изменения в системе.

Так, например, время приема у врача увеличится с 15 до 20 минут, а врачи и медсестры должны будут проводить у постели больного больше времени. В результате получается, что денег на лечение прибавляется, но они уходят прежде всего на зарплаты, поэтому экономить приходится на количестве лечебных случаев.

Комментарий

Тынис Аллик

председатель правления PERH

Одним из наших приоритетов было увеличение объемов амбулаторного и дневного лечения, но, учитывая профиль больницы в лечении сложных заболеваний, необходимо сохранить и возможность стационарного лечения.

В 2011 году количество случаев стационарного лечения выросло более чем на 10% по сравнению с 2010 годом. Больница добилась того, чего можно максимально добиться при наличии того персонала и помещений, которые у нас есть.

Увеличение объемов обеспечивает большую доступность лечения, но в целом очереди не уменьшает, так как большее предложение рождает больший спрос. Размеры очередей, с одной стороны, говорят об ограниченности мощностей, с другой — о популярности наших врачей.

Когда увеличивается объем работ, то на первом этапе это оборачивается тем, что и без того высокая интенсивность труда становится еще выше. Затем приходится уже увеличивать количество работников, а также рабочую площадь. При нынешних ресурсах больница работает на пределе своих возможностей, и нельзя прогнозировать их увеличение в ближайшие годы.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх