Борьба за надежду

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Хейки Наби (слева): «Поднять популярность борьбы поможет сплоченность людей, для которых борьба не пустое слово».
Хейки Наби (слева): «Поднять популярность борьбы поможет сплоченность людей, для которых борьба не пустое слово». Фото: Scanpix/AP

Несколько дней назад исполком Международного олимпийского комитета поверг спортивную общественность в шок: из программы Игр 2020 года рекомендовано исключить борьбу. На чем основывались олимпийские чиновники и как это решение повлияет на успехи эстонской олимпийской сборной?

Обновление программы Олимпийских игр – довольно частая практика в истории спорта. Одни спортсмены ликуют, заполучив заветное место в числе олимпийской элиты, а другие льют горькие слезы и поминают далеко не добрым словом тех, кто их из этой элиты исключил. После последнего заседания исполкома МОК, эстонская спортивная общественность оказалась во втором лагере, ведь ее могут лишить борьбы – вида спорта, который на протяжении нескольких десятков лет являлся стабильным поставщиком олимпийских медалей.

Удар по традициям

Под прицел МОК попали греко-римская и вольная борьба. Под угрозой исключения были также пятиборье и хоккей на траве, другие претенденты на вылет отсеялись в первых раундах голосования. За что, собственно, голосовали 14 членов исполкома? Основными критериями, по которым определялось, достоин ли вид спорта остаться в программе Олимпийских игр, были телевизионные рейтинги, эффективность борьбы с допингами, частота освещения этого вида спорта в прессе и многое другое, что в общей сложности сводилось к тому, какую выгоду этот вид приносит организаторам Олимпиады. Оказалось, что показатели популярности и эффективности были не в пользу спортивной борьбы.

Понять господ чиновников тоже можно: зачем им в программе вид спорта, который не собирает переполненные стадионы? Но ведь спортивная борьба наравне с бегом закрепила за собой место на Олимпиаде испокон веков. Статусом олимпийского старожила наравне с ними могут похвастаться разве что счастливчик пятиборье, толкание ядра и другие легкоатлетические дисциплины. Борьба – это один из символов Олимпиады.

«К сожалению, Олимпийский комитет Эстонии на эту ситуацию никак повлиять не может, – говорит генеральный секретарь ЭОК Сийм Суклес. – Мы понимаем, насколько важен этот вид спорта для Эстонии, к тому же он входит в программу Олимпиады с античных времен. Но решения по таким вопросам выносят отдельные личности, среди которых нет представителей Эстонии».

Сюрприз для Наби

После «серебряного» успеха эстонского борца Хейки Наби на Играх в Лондоне множество мальчишек и девчонок побежали на первые тренировки с целью когда-либо повторить успех нового кумира. Да и страна вспомнила, что наши борцы в течение длительного периода поставляли на родину олимпийские медали. Начались разговоры о планах на Олимпиаду в Рио-де-Жанейро в 2016 году, а там, глядишь, и к 2020 воспитаем смену.

На волне этого успеха и всеобщего благоденствия новость об исключении борьбы из программы Олимпийских игр стала громом среди ясного неба. «Перед Играми в Афинах и в Пекине в 2004 и 2008 году соответственно были разговоры о том, что какой-либо из видов борьбы могут убрать, но потом настал период тишины, – говорит Хейки Наби. – И именно тогда, когда у нас началась полоса удач, этот вид спорта исключается. Я очень надеюсь, что и FILA (Международная федерация объединенных стилей борьбы – М.Е.), и страны, для которых борьба является одним из ключевых видов спорта, начнут совместную работу, которая значительно улучшит отношение к борьбе в мире. Нужны хорошие аргументы в пользу того, чтобы сохранить борьбу в Олимпиаде».

Кому выгодно?

В мировой прессе, тем временем, появилось мнение, что подобное решение исполкома МОК пропитано политическими мотивами и направлено против России, для которой медали в борьбе каждую Олимпиаду становятся одним из двигателей для повышения позиций в национальном зачете. На Олимпийских играх в Лондоне в активе российских борцов было 11 наград, в числе которых четыре медали высшей пробы.

«Я считаю, что современная борьба значительно расширила свою географию, – говорит Хейки Наби. – Теперь на медали претендуют не 15 человек из постсоветских республик, а множество других стран. Разумеется, исключение борьбы будет серьезным ударом по успешности России и Ирана на Олимпиаде-2020, но больший удар получат те, для кого медаль в греко-римской борьбе является чуть ли не единственной надеждой на олимпийский успех».

На данный момент в списке видов спорта, заявленных на 2020 год, фигурируют 25 наименований. В сентябре этого года на заседании исполкома МОК в Санкт-Петербурге к ним прибавится еще один. Конкурентами борьбы за это место будут карате, сквош, роллер-спорт, ушу, спортивное скалолазание, бейсбол и вейкбординг (вид спорта, сочетающий в себе воднолыжный слалом и акробатику). Какие страны могут выиграть от включения в олимпийскую программу того или иного вида спорта? Мировыми лидерами в карате, на основании показателей последнего чемпионата мира, являются Япония, Франция и Италия. Ушу в качестве олимпийского вида спорта, без сомнения, прибавит медалей Китаю и Вьетнаму. Фаворитами турнира по сквошу, если таковой в олимпийской программе появится, станут египтянин Рами Ашур и малазийка Николь Давид. И стоит ли говорить, какой успех может сулить США присвоение олимпийского вида спорта бейсболу?

Сложно и не совсем корректно рассуждать о том, какой вид спорта достойнее олимпийской лицензии, ведь плохих видов спорта не бывает, бывают непопулярные и невыгодные – и именно они теряют значимость в глазах олимпийских чиновников. «Основная цель всех борцов – это Олимпиада, – говорит Наби. – Если в теннисе и футболе успех на Олимпийских играх не является основополагающим, то для борца это смысл его тренировок. И когда этот смысл теряется, то очень сложно обрести новый».

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх