Плюсы и минусы республики

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Рисунок: Сергей Драгунов

В преддверии годовщины независимости Эстонской Республики «ДД» собирает виртуальный круглый стол, участники которого отвечают на два очень простых вопроса.

Первый: что вы считаете самым крупным достижением страны за годы независимости?

Второй: что вы считаете самой большой ее неудачей?

Очень просто. И, как выяснилось, достаточно сложно. Разброс мнений был предсказуем, но вот что забавно: очень часто опрошенные – политики, ученые, люди искусства, – называли крупнейшим достижением Эстонии сам факт ее существования. С одной стороны, это логично, с другой несколько странно. Как сказал бы математик, суверенитет – условие необходимое, но не достаточное. Вот и получается, что гордиться нам по большому счету нечем (ненаучную фантастику в ответе премьер-министра мы оставим за скобками). Об остальном мы предлагаем судить читателям. С наступающим вас праздником!

Андрус Ансип, премьер-министр

УСПЕХ: Безусловно, 95-летняя Эстонская Республика входит в число успешнейших стран мира. Международный авторитет Эстонии больше, чем когда-либо ранее. Этим достижением наш народ может гордиться. Обеспечили его работа и упорство наших соотечественников – наша экономика в порядке, наши государственные финансы в полном порядке. Мы оправились от кризиса быстрее, чем надеялись, наш экономический рост в последние годы – один из самых быстрых в Европе.

Сменявшиеся правительства руководили нашей страной ответственно. Мы не жили за счет будущего, мы не набирали гибельных кредитов, в благоприятные времена сберегали средства, которые позволили пережить более трудное время. В то время как многие страны должны выплачивать гигантские проценты по гигантским кредитам, мы можем платить зарплаты врачам, учителям, полицейским и другим госслужащим, поднимать пенсии и избегать чрезмерно высоких налогов.

НЕУДАЧА: Я был бы рад, если бы в Эстонии рождалось больше детей и прирост населения у нас был бы положительным. Перепись показала, что около 25 тысяч живущих в Эстонии людей работают за границей. Мне жаль эти семьи, особенно детей, которые должны подолгу ждать, пока мать или отец возвратится домой. Я верю, что однажды многие из этих людей найдут оплачиваемую работу на родине, чтобы семьи воссоединились.

Но у такого явления, как переезд за границу, много аспектов. Я рад за молодежь, перед которой открыт мир и которая может развиваться и за рубежом. Конечно, учеба или работа за границей не должны означать прощание с родиной. Стоит напомнить, что мы честно добивались открытости и свободного движения рабочей силы. Это реальность, которая объединяет весь сегодняшний мир.

Сложнее ситуация, если родитель или родители сидят совсем без работы. К счастью, безработица в Эстонии существенно уменьшилась, особенно среди молодежи. Из тех молодых, которые год назад числились среди безработных, каждый третий уже нашел работу.

Андрей Биров, директор по маркетингу Силламяэского порта

УСПЕХ: В 1992 году под руководством премьер-министра Тийта Вяхи и президента Банка ЭР Сийма Калласа мы первыми перешли на собственную национальную валюту, несмотря на многократные и настойчивые советы международных финансовых организаций и прежде всего МВФ и Всемирного банка не делать этого поспешного шага. Это был стратегически очень верный, смелый и своевременный шаг, положивший начало самостоятельности и росту экономики. Благодаря кроне мы являемся полноправным членом ЕС и других международных организаций, сумели первыми из стран Балтии перейти на евро. Без кроны не было бы поступательного динамичного движения вперед в последние 20 лет.

НЕУДАЧА: Отказ от «Северного потока». Мы лишили Эстонию возможности участвовать в энергетическом суперпроекте современности, совместном проекте ЕС и РФ, ЕС и ЕЭП (Единого экономического пространства). Мы лишили себя и перспективы участвовать в аналогичных мегапроектах с теми же партнерами. Один порт Силламяэ мог бы заработать на этом проекте около 65-70 миллионов евро, а страна лишилась гораздо большего. Но делать нечего, и сегодня мы должны принимать важные экономические решения, прежде всего в области транспорта, транзита и логистики, рационально и прагматически, исходя из нашего географического положения, экономической выгоды и здравого смысла, а не сиюминутных политических дивидендов и внутрипартийной борьбы.

Юхан Кивиряхк, социолог

УСПЕХ: За период после восстановления независимости Эстония достигла заметного успеха в упрочении демократического суверенитета – и через создание государственных институций, и через достижение важных геополитических целей. В результате улучшилось среднее благосостояние общества, возросла его уверенность в себе. Если посмотреть на позицию Эстонии среди других стран в различных международных рейтингах, окажется, что мы в основном входим в число сорока самых успешных стран. И хотя по ВВП на душу населения мы остаемся в пятой десятке, в других рейтингах мы более успешны: 34-е место в Индексе развития человеческого потенциала ООН, 35-е место в индексе благосостояния Legatum Prosperity, 34-е место в индексе демократии журнала Economist. Досадно, что наши соседи занимают места на пару десятков позиций выше, но если сравнивать нашу историю, я считаю, что нам очень хорошо все удается.

НЕУДАЧА: Строя государство и присоединяясь к НАТО, ЕС и еврозоне, мы сосредоточились на достижении определенных целей – то, что необходимо было в тот момент «сделать», что должно было «быть готово». Мы оставили без внимания механизмы, которые должны были способствовать динамичному развитию системы и в дальнейшем. В результате мы имеем сегодня размежевание общества и государства, вопросы к качеству демократии и функционированию гражданского общества. Народ уже не чувствует, что государство как набор институций и правил действует в его интересах, заботится о его благосостоянии.

Управление страной и ее развитие стали формальностью. Государство управляет рынком рабочей силы, но забывает о конкретных людях, которые ищут работу и нуждаются в переобучении. Под звучные лозунги защищаются эстонский язык и культура, но никто не заботится о людях, которые говорят на этом языке и несут в себе эту культуру. Вторичная государственная реальность стала первичной, а индивид перестал что-либо значить.

Демократическое государство невозможно построить, оно постоянно развивается вместе с обществом. В противном случае оно превращается в тормоз развития общества. Основной предпосылкой развития сложных систем является наличие и сохранение многообразия и поддержка механизмов саморегуляции системы (посредством прямой и обратной связи). Бюрократизованный и защищающий интересы конкретных партий госаппарат на это не способен, закрытость решений и идеологическая предвзятость неизбежно порождают стагнацию, убивающую в обществе творчество и инновации.

Мати Каал, директор Таллиннского зоопарка

УСПЕХ: Восстановление нашей независимости, причем без кровопролития. Мы все должны этому радоваться – и не спорить о том, кому и как довелось сыграть в этом процессе самую большую роль. Скорее, нам стоит сплотиться и серьезно подумать о будущем, чтобы не застревать неожиданно в потоке бытовых проблем.

НЕУДАЧА: Сложившееся на сегодня и опасно усугубляющееся социально-экономическое расслоение: человек со скромным доходом часто не может удовлетворить даже элементарные потребности (еда, крыша над головой и так далее). Ресурсы маленькой страны ограничены, а расходы на существование независимого государства сравнительно велики, но, будучи убежденным оптимистом, я полагаю, что если улучшить налоговую систему и продумать расходную часть бюджета, мы могли бы сократить разрыв и облегчить груз проблем.

Анна-Мария Галоян, бывшая реформистка

УСПЕХ: Эстония является довольно успешной в электронном управлении, электронной сфере банковских услуг и всех видов интернет-услуг.

НЕУДАЧА: 20 и даже 10 лет назад люди верили в будущее нашей страны, а сегодня большинство тех, кто может покинуть страну, это делают. Топ-коммунисты, такие как премьер-министр товарищ Ансип, опять взяли всю власть в свои руки, но теперь это ультра-либеральные коммунисты. Бывшая коммунистическая элита всего лишь сменила название, насмешливо назвав себя Партией реформ. Народ Эстонии заслуживает лучшей жизни и будущего без коммунистов или фашистов, радикализм не может быть благом для нашей страны. Как ни печально, главная статья экспорта Эстонии – это люди. Талантливая молодежь покидает страну ради лучшей жизни в других странах ЕС и из-за отсутствия свобод и возможностей в Эстонии. Нынешние эмигранты не так уж сильно отличаются от тех, которые пытались бежать из СССР.

Эне Эргма, спикер парламента

УСПЕХ: Мы построили демократическое государство. Об успешности нашей страны говорит ее принадлежность к ЕС, НАТО, Шенгенской зоне, ОЭСР и еврозоне.

НЕУДАЧА: Больших неудач на уровне государства у нас нет, но надежды наших людей на то, что они быстро достигнут уровня жизни Северных стран, не оправдались.

Яан Тепп, хирург

УСПЕХ: Главное достижение Эстонской Республики – это само наше государство и то, что оно продолжит существовать. Далеко не все мы довольны достигнутым, и тем не менее мы за сравнительно короткий промежуток времени добились того, что жизнь у нас стала почти такая же, как и в развитых странах. Мы все-таки входим в 15 процентов (или что-то в этом роде) самых обеспеченных людей планеты.

НЕУДАЧА: Плохо то, что не все люди в Эстонии могут жить хорошо, а многие и не хотят тут жить и едут – вынужденно – искать счастье на чужбине. Может быть, это не неудача Эстонии как государства, а неизбежность в глобализирующемся мире...

Анне Вески, певица

УСПЕХ: Наша молодежь чувствует себя свободной. У нее есть возможность учиться там, где она хочет, возможность путешествовать, находить какие угодно возможности. Естественно, что и ответственность ложится на плечи молодых.

НЕУДАЧА: Наша социальная система не обеспечивает счастливую старость. Люди больше не ощущают, что государство их ценит. Я надеюсь, что когда-нибудь человек, который честно работает всю свою жизнь, сможет насладиться безмятежной старостью и побыть нормальным пенсионером.

Яна Тоом, депутат Рийгикогу

УСПЕХ: Независимость. Мы ее не только восстановили, но и сохранили, а это дорогого стоит. Да, у многих из нас есть свой список претензий к проводимой правительством политике, но мы живем в независимом государстве, являемся членом ЕС и по части демократии далеко обошли многие республики бывшего СССР, да и на фоне целого ряда новых членов ЕС выглядим весьма достойно.

НЕУДАЧА: Идеология. Вернее, тот факт, что в ситуации выбора между здравым смыслом и идеологией зачастую побеждает последняя. Во-первых, идеология – это всегда дорого, и национальная идеология – не исключение. Во-вторых, на этой почве мы стали свидетелями раскола в обществе (что, в свою очередь, потребовало сотен миллионов на разного рода интеграционные проекты, хотя, объективно говоря, за эти деньги можно было научить блестящему эстонскому все нетитульное население). Ну и в-третьих – оказалось, что государство, в котором с первого дня восстановления независимости абсолютный приоритет во всем отдан государствообразующей нации (гражданство, рынок труда, госслужба, образование и прочее), все же недостаточно привлекательно, чтобы предотвратить отток населения, в том числе и десятков тысяч эстонцев, за рубеж. Очевидно, что нам нужно что-то еще, и это «что-то» явно лежит вне языкового и национального пространства.

Рыба ищет где глубже, а человек – где лучше. Наши люди едут за достойной зарплатой, доступным медицинским обслуживанием и просто более человечным отношением. И вот уже президент Ильвес вынужден говорить: давайте ориентироваться на тех, кто остается. Давайте. Но прежде все же следует сделать выводы.

Хейдо Витсур, экономист

УСПЕХ: В экономике наше самое большое достижение – это успешная денежная реформа 1992 года. По существу, от успешности этой реформы зависела успешность большей части других экономических реформ.

НЕУДАЧА: К сожалению, в середине прошлого десятилетия мы не смогли увидеть, как надувается пузырь недвижимости, считали его своим экономическим достижением и в итоге вынуждены были в 2011 и 2012 годах пережить крупнейший экономический кризис.

Евген Цыбуленко, директор Центра по правам человека (ТТУ)

УСПЕХ: Эстония преодолела последствия советской оккупации, вновь стала демократическим государством и полноправным членом европейской семьи. С учетом стартовых возможностей Эстония добилась максимально возможного и даже немного больше. За короткий срок мы стали членами еврозоны, НАТО, ЕС, других уважаемых организаций. Граждане Эстонии могут без виз путешествовать почти по всем развитым странам мира. Демократия в Эстонии – это не пустой звук. В стране эффективно работают все основные демократические институты. Уровень доверия к полиции и армии – один из самых высоких в мире. Никого давно не удивляют такие мелочи, как эвакуированный за неправильную парковку автомобиль министра или оштрафованный за превышение скорости депутат.

Практически во всех международных рейтингах мы находимся на ведущих позициях, а в некоторых вопросах (свобода Интернета, например) задаем мировую моду. Эстония – безусловный лидер в вопросах э-государства. В декабре 2012 года в Эстонии была поставлена 100-миллионная дигитальная подпись. Вдумайтесь в эту цифру и представьте, сколько человеко-часов было сэкономлено благодаря новейшим технологиям за годы действия ID-карт!

Эстония пока еще не настолько богата, как некоторые ее соседи, но все познается в сравнении. Эстония с минимальной зарплатой в 320 евро опережает не только все постсоветские страны, но и ряд членов ЕС – Румынию, Болгарию, Словакию и Чехию. По некоторым параметрам мы лидеры даже по сравнению со старыми членами ЕС. В 2011 году лишь у трех государств ЕС имелся профицит бюджета, и одно из них – Эстония, у которой к тому же был самый низкий уровень госдолга в ЕС.

НЕУДАЧА: Выстраивать систему здравоохранения в Эстонии на коммунистических принципах было в корне неверным решением. Проблема в том, что наша «солидарная ответственность» – это модное европейское название коммунизма, а именно принципа «от каждого по способностям (в нашем случае – в форме социального налога), каждому – по потребностям». Подвох в том, что представления конкретного человека о своих потребностях могут кардинальным образом отличаться от представлений о них Больничной кассы, которая считает, что на пару десятков евро можно эффективно полечить зубы, а очередь в несколько месяцев к специалисту или на плановую операцию является неизбежным злом.

Почему на законодательном уровне меня заставляют делать взносы именно в Больничную кассу? Почему я не могу сам выбирать, у кого страховаться? Что это за монополизм? Как известно, у монополиста нет мотивации работать хорошо. За те деньги, которые высосала у меня Больничная касса, я мог бы оформить медицинскую страховку в любой частной страховой компании с безупречной репутацией и не иметь никаких проблем.

Сильвер Мейкар, советник Института по правам человека

УСПЕХ: Если говорить о маленьких странах, особенно расположенных на линии культурных конфликтов, большим достижением таких стран является само их существование. Другое важное достижение ЭР – то, что мы слились с семьей народов Европы, уважающей права человека и демократические ценности.

НЕУДАЧА: Самой крупной неудачей отмечающей 95-й день рождения республики можно назвать те годы, когда она была оккупирована чужой властью.

Комментарии
Copy
Наверх