Проект: личные видеозаписи запретят размещать в Интернете

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Камера наблюдения. Иллюстративное фото.
Камера наблюдения. Иллюстративное фото. Фото: Эльмо Рийг

Камеры видеонаблюдения не должны записывать людей, входящих в кабинет врача или аптеку, использование видеокамер неуместно в раздевалках, душевых и туалетах.
 

Инспекция по защите личных данных направила на публичное обсуждение проект инструкции по использованию видео­камер, в котором среди прочего предостерегает частные лица: необходимо проявлять осторожность при публичном размещении в Интернете снятых для личного пользования видеосюжетов.

Помимо предприятий и учреждений, инструкция дает рекомендации и частным лицам. До тех пор, пока частное лицо не намерено демонстрировать отснятый на видеокамеру или телефон материал вне семейного круга, нет необходимости кого-либо извещать об этом или спрашивать согласия. Ситуация меняется, когда потом человек вдруг захочет обнародовать такой видеосюжет.

«Демонстрируя сюжет друзьям, необходимо посмотреть, кто в нем фигурирует, и задуматься, кому и как планируется показать данный материал. Другу можно запросто переслать видео, где запечатлен он сам вместе с тем человеком, кто его присылает.

Однако без согласия друга демонстрировать данное видео прочим друзьям уже нельзя», — сказано в инструкции. Разница есть и в том, как запись распространяется — показывают ее только как фотогалерею или дают другим возможность сделать копию. «Возможность сделать копию записи или скачать видеоматериал, например из Facebook, людям, не имеющим отношения к сюжету — это уже не является использованием в личных целях», — говорится в проекте инструкции.

Нельзя снимать скрыто

В инструкции Департамента по защите личных данных подчеркивается, что снятые в целях личного пользования видеоматериалы можно хранить в Интернете, но при этом следует убедиться в их безопасном хранении: что записи не могут использовать в каких-то целях третьи лица.

Кроме того, частное лицо не имеет права тайно снимать на камеру других людей в общественном месте, чтобы потом обнародовать данное видео. Но если камеру используют в открытую, так, что попавшие в поле съемки люди понимают, что будут запечатлены в видеосюжете, и при желании у них имеется возможность этого избежать, спрашивать на съемку специального согласия не требуется.

Инструкция рассматривает отдельно и вопрос использования камер в школах и детсадах: отмечается, что делать это можно, но использовать потом записи в каких-то других целях, например для выявления курящих учащихся или разрешения конфликта между учениками, нельзя.

Инструкция отмечает, что камеры видеонаблюдения в школах уместны, например, для того, чтобы обнаружить на территории учреждения образования педофила или наркодилера, или для поддержания порядка на большой территории детского лагеря. «Инспекция по защите личных данных придерживается позиции, что использовать видеонаблюдение в целях обеспечения безопасности на уроках непозволительно. С контролем над происходящим в классе должен справляться сам учитель или воспитатель», — указывается в инструкции.

По оценке инспекции, нельзя также рассматривать как угрозу безопасности среды небольшие потасовки между детьми и прочее: «Некоторые родители могут требовать установки камер именно по этой причине, чтобы потом точно установить по записи, кто из детей начал ссору. Однако школа не может и не должна подчиняться требованиям таких родителей». В школе и детском саду родители могут фотографировать и снимать видео только в личных целях. «Однако если снимают с целью сделать запись доступной публично, уже требуется спросить на это согласие третьих лиц», — считают в инспекции.

Согласно позиции инспекции, школа и детский сад — это не публичное мес­то. «Школьное мероприятие предположительно является открытым, если туда разрешается прийти кому угодно, и это предполагает, что там будут снимать. В таком случае и школа, и детское учреждение, а также родители могут делать записи и обнародовать их без согласия третьих лиц», — отмечает инспекция, но при этом добавляет, что преж­де чем обнародовать на сайте школы фотографии всех детей, посещающих данную школу, сначала все-таки следует тщательно подумать, поскольку это может угрожать безопасности детей.

Теоретически следует спрашивать согласия родителей и на съемку общей фотографии класса, однако Инспекция по защите личных данных отмечает, что речь идет о давней доброй традиции, о которой родители знают заранее. При этом школа не может делать фотографии доступными публично, и размещать снимки в интернет-среде можно только при ограниченном доступе.

В инструкции подчеркивается, что личность идентифицируется и в том случае, если на записи камеры не видно лица, но человека можно определить по другим признакам, например по фигуре, одежде или по вещам, имеющимся при себе. Чем известнее человек, тем проще его узнать по незначительным внешним признакам.

Для фирм тоже есть свои нюансы по использованию камер наблюдения. При размещении камер в целях безопаснос­ти людей и имущества должны быть соблюдены сразу три условия: сверх меры не должны нарушаться оправданные интересы людей, собранную информацию можно использовать только в тех целях, ради которых она записывалась, а об использовании записывающих устройств следует извес­тить в отчетливой форме.

Среди прочего инструкция отмечает, что до установки камер видеонаблюдения следует применить другие, не нарушающие неприкосновенность частной жизни меры, такие, например, как специальные двери, сигнализация, услуги охранника и прочие. «Оправдывать использование техники или других мер безопасности, нарушающих приватность человека, только экономическими аргументами, например, небольшими платежами по страховке или низкой стоимостью оборудования, нельзя», — отмечается в инструкции.

Отдельно рассматривается вопрос видеосъемки обнаженных людей. По мнению Европейского суда по правам человека, скрытая съемка обнаженного человека вторгается в самый интимный аспект частной жизни человека и нарушает его моральную неприкосновенность. «Использование видеокамер в раздевалках, туалетах и душевых с целью сохранности имущества не акцептуется. Поэтому нельзя устанавливать камеры в раздевалках бассейна для того, чтобы выявлять случаи воровства из шкафчиков. Подобные рис­ки возможно снизить какими-то другими мерами, например, использовать отдельный закрывающийся сейф для ценных вещей, защитные элементы, прикрепляющиеся к одежде, как в магазине», — отмечено в инструкции.

Защита частной жизни

Кроме того, в объектив камеры видеонаблюдения не должны попадать деликатные личные данные. «Так, неприкосновенность частной жизни нарушает камера видеонаблюдения, расположенная в офисном здании, в поле обзора которой попадает входная дверь в кабинет врача, действующего в этом же здании. Факт обращения к врачу тоже является деликатными личными данными, — говорится в инструкции. — В таком случае следует настроить камеру так, чтобы обращающиеся к врачу люди не попадали в поле ее обзора.

Это не означает, что кабинет доктора в целях безопасности помещений не может быть оборудован камерой слежения, ведь врач, так или иначе, работает с деликатными личными данными клиентов».

В инструкции уточняется, что помимо городских улиц, дорог и общественных пляжей, территориями публичного пользования являются лесные зоны, здания официальных учреждений, здания торговли и сферы обслуживания, а также кино или пуб­личного спортзала, куда может попасть любой человек, купивший билет.

Другая ситуация складывается, например, в случае бала по приглашениям, где круг участников ограничен. Более того, в некоторых публичных местах случае человек в принципе не предполагает, что его могут снимать, и у него имеются завышенные ожидания относительно неприкосновенности своей частной жизни, например, в учреждениях здравоохранения, в аптеке или магазине белья. «Говорить о возможности избежать видеозаписи нельзя, когда человек приходит в условленную дату и время в учреждение или на прием к врачу, или стоит в очереди. При этом следует учитывать, что людей можно узнать по одежде, осанке, походке. Таким образом, показывать видеосюжет, снятый возле дверей Кассы страхования от безработицы, не всегда позволительно даже в том случае, если лица затушеваны», — сказано в инструкции.

Людей также следует информировать об использовании камер видеонаблюдения и веб-камер, и у них должна иметься возможность избежать попадания в поле обзора такой камеры.

Комментарии
Copy
Наверх