Работники с опытом — на вес золота для предприятий

Postimees
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: SCANPIX

Cогласно данным Eurostat 2012 о старении, в Эстонии больше половины 50-69-летних людей хотят работать и тогда, когда по возрасту им можно будет вый­ти на пенсию. Страх перед маленьким доходом, связанный со скромными пенсиями, играет важную роль, но это не единственная причина, по которой многие люди предпочли бы продолжать работать.

Важные перемены в жизни, связанные с изменением выработанной за десятилетия трудовой дисциплины, для людей, достигших пенсионного возраста, могут означать и потерю сети социального общения. Кроме того, немаловажным является желание чувствовать себя по-прежнему активными и востребованными.

Картина, которую рисуют ученые-демографы, судя по всему, тоже способствует работе в пенсионном возрасте: во всей Европе население стареет, поэтому из-за постоянно растущего числа пенсионеров и сокращающейся численности работающих людей — соответственно, и налогоплательщиков — государственные социальные системы вряд ли смогут сохраниться в неизменном виде. Если в 2010 году удельный вес людей в возрасте 65 лет и старше был 17 процентов от населения Евросоюза, то в 2060 году, согласно прогнозам, пожилые люди составят уже треть.

Поэтому желания самих людей в целом гармонируют с предсказаниями демографов. В качестве третьего аспекта можно добавить цель Евросоюза — чтобы как минимум половина пожилых людей продолжала работать. Речь идет не только о страхе за будущее социальных систем государств ЕС — это должно подстегнуть страны Евросоюза систематически заниматься трудоустройством пожилых людей ради них самих.

Однако многие эстонские предприятия могут быть не готовы к тому, чтобы воспринимать людей пенсионного возраста как полноценную часть трудового коллектива.

Если до спада экономики в Эстонии активно работали больше половины людей в возрасте 55-64 лет, то во время кризиса их число у нас сократилось значительнее, чем в других государствах ЕС, тогда как трудовая занятость пожилых людей в нескольких других странах, наоборот, возросла.

В том, что с наступлением трудных времен, когда конкуренция работников на рынке труда обостряется, и предпочтение зачастую отдается молодым, можно усмотреть царящее у нас предубеждение по отношению к трудовому вкладу и качеству работы людей более старшего возраста.

Для того чтобы эстонский работодатель начал признавать пожилых работников наравне с молодыми, необходимо изменить отношение к ним. Человек, который работал в своей области много лет и приобрел богатые знания и навыки, для предприятия может быть на вес золота.

Широкое участие пожилых людей для предприятия, скорее всего, означает необходимость изменения организации труда — например, составление более гибкого рабочего графика или возможность работать дома, — но это того стоит, и окупится сторицей.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх