Лайне Рандъярв: эстонский язык надо серьезно изучать с первого класса

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Toomas Huik

Ни для кого не секрет, что школы с русским языком обучения переживают нелегкие времена: с одной стороны, начался процесс преподавания части предметов на эстонском языке, с другой – ощущается острая нехватка квалифицированных учителей и учебных материалов, с третьей стороны – все, кому не лень сделали из русской школы политическую карту и разыгрывают ее неустанно на протяжении долгих лет, играя на чувствах детей и учителей. Почти каждый день мы читаем статьи, интервью, мнения по поводу ситуации с русскими школами.

Думаю, что большинство  родителей хотят, чтобы их дети знали эстонский язык в совершенстве. Все стороны в русской школе: учителя, ученики и родители заинтересованы в том, чтобы учебный процесс был выстроен логично, последовательно и был подкреплен качественными учебными материалами. Чтобы преподавание предмета на эстонском языке не мешало, а помогало  получать новые знания.

Каково же положение вещей в реальности?

Недавно была организована встреча с руководителями таллиннских школ с целью откровенного разговора о проблемных местах, связанных с преподаванием эстонского языка и преподаванием на эстонском языке в школах с русским языком обучения. Приведу самые острые моменты, которые удалось выявить в ходе круглого стола.

Самое больное место – это нехватка квалифицированных преподавателей. Учителей эстонского языка также порою днем с огнем не сыщешь: эстонская молодежь, к сожалению, не очень-то стремится идти после университета работать в школу. Было бы необходимо мотивировать таких специалистов добавочными выплатами.

Вторая серьезнейшая проблема – это отсутствие методики преподавания, которая последовательно охватывала бы весь учебный процесс с 1 по 12 класс, и подкреплялась бы соответствующей серией учебников и рабочих тетрадей – не только по эстонскому языку, но и по тем предметам, которые на нем планируется преподавать.

Руководители школ отметили, что логичнее уроки, которые предполагается проводить на эстонском языке, выглядели бы в виде конкретно указанного количества предметов, а не абстрактных 60%.

Все собравшиеся сошлись на том, что на данный момент выпускники девятых классов не готовы изучать предметы на эстонском языке в гимназии, хотя бы потому, что требуемый уровень к окончанию основной школы – В1. Гораздо целесообразнее было бы к концу 9 класса владеть языком на уровне В2, а то и выше.

Исходя из этого, директора школ считают, что эстонский язык должен преподаваться детям  с первого класса, по крайней мере, в объеме одного урока каждый день.

Разговор у нас шел также о том, что не все родители готовы отдать своих малышей в классы с языковым погружением из опасения, что пострадает родной язык, но абсолютно все, тем не менее, заинтересованы, чтобы дети с самого раннего возраста серьезно изучали эстонский язык. Поэтому обучение необходимо начинать с детского сада, а в начальной школе в расписании ежедневно должен быть урок эстонского языка. То есть альтернативой языковому погружению могло бы быть углубленное изучение эстонского языка.

После встречи с директорами меня насторожило найденное на сайте Министерства образования и науки исследование «Преподавание предметов на эстонском языке в школах с русским языком обучения: нынешнее положение и потребности» (TNS Emor). Исследование датируется 2006 годом (!), а во главе угла стоят все те же самые проблемы: нехватка квалифицированных педагогов, способных качественно преподавать на эстонском языке,  а также отсутствие учебных пособий и методических материалов. Тут вопрос, конечно, Министерству образования и науки, почему так получилось, что  воз, как говорится, и ныне там.

Считаю, что все высказанные директорами и завучами замечания совершено справедливы. Думаю, что первым шагом может стать введение пяти уроков эстонского языка в младшей школе вместо нынешних двух, а также договоренность с университетами о необходимом для этого количества часов числа преподавателей, которые бы согласно специально разработанной системе шли работать в школу.  Это надо запланировать заранее, на несколько лет вперед.

На  данный момент у русскоязычных семей существует очень важное преимущество –возможность выбирать, отдать ли ребенка в эстонскую школу, предпочесть ли школу с ранним языковым погружением или же отдать в первый класс, где обучение ведется на родном языке.  

Но у каждого их этих вариантов есть свои плюсы и минусы: в первом случае, например, заботливые родители уделяют отдельное внимание дополнительному изучению русского языка вне школы, в последнем – дополнительному изучению эстонского. 

Но в любом случае каждый родитель хочет, чтобы его ребенок сохранил в совершенстве родной язык и при этом выучил бы эстонский на таком уровне, чтобы не приходилось наверстывать в университете или по ходу рабочего процесса.

Сегодня перед экспертами, университетскими специалистами в сотрудничестве с политиками стоит задача -  сделать систему изучения эстонского языка последовательной с первых школьных шагов, логичной и доступной. Необходимо подкрепить ее методически и обеспечить преподавательским составом.

Качественное образование в школах с русским языком обучения, дающее, кроме всего прочего, знание эстонского языка на высоком уровне, имеет огромное значение для наших детей, родителей, учителей, предпринимателей – для всего общества. Ведь образованная молодежь - залог будущего развития нашей страны.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх