Особенность эстонской бизнес-культуры – молчать о проблемах до последнего

rus.postimees.ee
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Алар Яэгер.
Алар Яэгер. Фото: TOOMAS HUIK/PM/SCANPIX BALTICS

Распространено мнение, что фирма в случае трудностей готовится к банкротству загодя: набивает чемоданы деньгами и выводит активы, чтобы ничего никому не досталось. Некоторые предприниматели считают, что для того, чтобы подобной проблемы не было, регуляцией банкротного производства должно заниматься государство. В действительности же, чтобы изменить ситуацию, предпринимателям следовало бы заняться повышением культуры ведения бизнеса, рассуждает замдиректора Krediidinfo AS Алар Ягер.

« Проявления негативных моментов культуры банкротства надо принять во внимание, поскольку они действительно очень широко распространены. Один из моментов, наглядно доказывающих, что в королевстве что-то прогнило, обвальный вывод почти половины активов во время волны банкротств 2006-2009.  Подавляющая доля процессов банкротства сегодня исчезает, поскольку фирмы настолько истощены, что даже не могут нанять банкротного управляющего.  Часто дело в том, что бизнесмен старается застраховать деньги своей фирмы, оставив кредиторов и работников с пустыми руками.

Последнее решение Верховного суда гласит, что предприниматель должен ответственно оценивать взятые обязательства и риски и не действовать в ущерб других. Это руководство должно лечь в основу деловой культуры.

Особенность же эстонской бизнес-культуры в том, что если предприятие бедствует, то никого об этой проблеме не информирует. В 2012 году 205 предприятий-банкротов (41,4%) ни разу не получали кредитного рейтинга за последние 4-5 лет из-за отсутствия данных или их недостатка. И Krediidinfo не рекомендовал бы никому предоставлять им займ.

Вообще-то предприятия должны сами предоставлять рапорты даже в том случае, если коммерческая деятельность активно не ведется, не говоря уже о том, чтобы ставить в известность о негативном балансе. Это у нас – в порядке вещей. Но о проблемах надо говорить прямо и своевременно, такие секреты доверию в среде не способствуют.

Конечно, есть причина злиться, если твой партнер сворачивает дела и отправляется на север открывать новую фирму там. Но это не означает, что самому надо поступить так же.  В бизнесе бытует мнение, что в неудачах виноват всегда кто-то, чаще всего кто-то другой. Если бы руководители предприятий больше времени уделяли своей кредитной политике и тщательнее собирали уточняющую информацию, лавина обвала платежеспособности была бы куда меньшей.

Среди предпринимателей есть те, кто полагают, что действующая система способствует тому, чтобы побросать все взятые обязательства, перевести активы и набрать новых долгов. Что тоже способствует имеющейся культуре банкротства в целом.

«Я убежден, что несправедливо и вредно считать банкротство знаком снижения доверия и отказу от сотрудничества. Как раз наоборот. Это путь к повышению культуры ведения бизнеса. Но предприниматели должны подать ясный сигнал, что им не подходят такие игроки рынка, для которых банкротство – это часть бизнес-плана. Опасность банкротства обычно предсказуема, ее надо больше учитывать. 

Если предприятия будут развивать эту позицию и культура банротных производств улучшиться, то тогда можно будет начинать дискуссию о том, что нам можно изменть в законодательстве и обеспечить лучший контроль и регуляцию правовых актов. Поскольку ситуация возвращается к норме после кризиса, то как раз самое время уделить внимание бизнес-культуре», - говорит Ягер.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх