Управление самолетами по силам и прекрасному полу

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Рабочий день начался для Мари-Лийс Саар в кабине пилота. На снимке всего лишь симулятор, на котором тренируются будущие пилоты.
Рабочий день начался для Мари-Лийс Саар в кабине пилота. На снимке всего лишь симулятор, на котором тренируются будущие пилоты. Фото: Маргус Ансу

Стоя во дворе родного дома, пожилая женщина махала рукой самолету, закладывавшему над домом один круг за другим. За штурвалом самолета была Мари-Лийс Саар, внучка пожилой женщины. Только теперь бабушка готова была признать, что ее внучка учится на пилота, а не на стюардессу.

Сейчас Мари-Лийс Саар работает в авиакомпании Estonian Air и входит в состав экипажа самолета Bombardier CRJ900. Ей доводилось летать в экипаже, все члены которого, кроме нее, были мужчинами.

И хотя женщины-пилоты скорее исключение, чем правило, Мари-Лийс может похвастаться и тем, что летала в исключительно женском коллективе, когда и капитан, и вся команда состояла из представителей слабого пола.

«Это был очень интересный рейс, кое-кто из пассажиров даже заявил, что раз на борту только женщины, они не хотят лететь с нами в Тбилиси», — усмехнулась Саар.

Ситуации бывают штатные и нештатные

В 2008 году Саар закончила Йыгеваскую гимназию и, сдавая экзамены в тогдашний Тартуский авиаколледж, была уверена, что ее обязательно примут, большой конкурс — 18 человек на место — совершенно не пугал ее.

По словам девушки, представление о том, что летать за штурвалом самолета могут только мужчины, постепенно уходит в прошлое. Профессия пилота не требует чисто мужской силы. Хотя во время учебы в колледже, когда Мари-Лийс вместе с инструктором выкатывала из ангара небольшой самолет, приходилось и физическую силу применять.

Управление большим самолетом требует технической смекалки и умения решать непредвиденные ситуации. «В стандартных ситуациях выручит и автопилот, но в первую очередь нас учат действовать в нештатных ситуациях», — заметила Саар.

Несмотря на свою любовь к небу и самолетам, Мари-Лийс, в отличие от своих коллег-мужчин, которые и в свободное от работы время готовы обсуждать исключительно типы топлива, мощность и массу самолетов, аэродромы и турбинные двигатели, интересуется многими вещами.

Первым делом самолеты, ну а парни — потом

О создании семьи девушка пока не задумывается, считая, что еще лет десять на первом месте для нее будет работа. «Когда столько сил тратишь, чтобы начать летать, совсем не хочется выпадать из жизни года на три как минимум», — сказала Мари-Лийс, уточнив, что если хотя бы на время перестать летать, потом придется заново всему учиться и с нуля осваивать тип самолета, который тебе доверят.

Мари-Лийс считает, что решение родить ребенка, например, должно быть тщательно продуманным. Надо сказать, роль матери для летающих женщин вовсе не чужда: большинство женщин-пилотов, работающих в Estonian Air, имеют семью и детей.

Как уверяет Мари-Лийс, у них точно такая же работа, как у других работающих женщин. «Мы, как и водители автобуса или трамвая, управляем транспортным средством по перевозке пассажиров, просто наш транспорт передвигается не по земле, а по небу», — сказала Мари-Лийс Саар.

Одна в мужественном коллективе

Когда другие маленькие девочки играли с куклами Барби, четырехлетняя Кристийна Кярт бегала по комнате с моделью вертолета. Она хотела стать вертолетчиком.

Она очень похожа на героиню книги Оскара Лутса «Весна» Теэле — светлая челка, смышленый взгляд, и она абсолютно точно знает, чего хочет от жизни. Для нее не составит проблемы починить, к примеру, турбинный двигатель или поменять самолетные покрышки.

Однако после окончания гимназии жизнь потекла не так, как ей хотелось. В Летную академию Кярт не поступила, и вместо этого решила освоить профессию кондитера. Потом она сделала еще одну попытку, и теперь учится по специальности строительства и обслуживания воздушных транспортных средств, а попросту говоря — на механика.

Помимо нее на курсе еще 16 студентов — все парни. «На вступительных экзаменах мне сказали, что поскольку я девушка, то должна вдвойне доказывать свою состоятельность, и к нынешнему моменту я уже привыкла к этому».

Профессору Летной академии Марту Энневеэру нравится подначивать учащихся в академии девушек вопросами типа «хватит ли у вас сил, чтобы поменять колесо самолета?» Я решила попробовать задать Кярт тот же вопрос. Девушка рассмеялась и спросила: «Вы когда-нибудь видели колесо самолета?»

Да, я представила себе шасси Boeing, которое намного выше человека. На самом деле, их вообще меняют нажатием кнопок на клавиатуре, при помощи специальной техники, поэтому физическая сила не требуется. А с заменой покрышек колес маленького самолета Кярт справится и сама.

Кярт знает, ей придется доказывать будущему работодателю свои знания и умения в большей мере. В качестве работодателя она и сама предпочла бы взять на работу молодых людей, им более свойственны техническая смекалка и логическое мышление.

«У девочек это получается не так хорошо, поскольку они, как правило, с десяти лет не собирают вместе с отцами автомобильные двигатели, тогда как многие мальчики занимаются этим. Всему этому теперь приходится учиться задним числом», — сказала она.

Выпечка и авиация — две большие страсти

Однокурсники относятся в Кярт очень бережно. А что касается подколок и двусмысленных шуток, то по отношению к ним девушка уже нарастила толстую кожу.

И все-таки Кярт не забывает и о своих женственных навыках, освоенных во время учебы на кондитера. Девушке очень нравится печь, особенно сладкое. «У меня есть две большие страсти — это сладкое и авиация. В этом нет ничего странного, просто мне это нравится», — сказала Кристийна Кярт.

Март Энневеэр знает, почему женщин привлекает небо

Март Энневеэр по образованию биолог, точнее — ихтиолог. Но куда больше ихтиологии его заинтересовала авиация, и сегодня Март Энневеэр является профессором Эстонской летной академии. В историю авиации женщинами вписана отдельная глава, содержание которой хорошо известно Энневеэру.

По словам профессора, преподающего летное дело, женщины словно созданы для таких профессий как летчик и особенно руководитель полетов, так как они более дисциплинированны, чем мужчины, точны и добросовестны.


Мнение Энневеэра основано не на пустом месте, профессор располагает полной информацией обо всех работающих в Эстонии женщинах-пилотах. О мужчинах, впрочем, тоже.

Первой женщине-пилоту из Эстонии Любови Голанчиковой соответствующее удостоверение было вручено более века назад — в октябре 1911 года. Первый мужчина-пилот из Эстонии ненамного отстал от нее: уроженец Пярну Теодор Мейбаум получил удостоверение пилота восемь месяцев спустя.

Из тартуских пилотов наиболее известна Эллен Сяре: в послевоенные годы она была единственной уроженкой Эстонии, которая выучилась на пилота в России. Правда, работала она диспетчером в аэропортах Вильянди и Таллинна, в современном понимании была руководителем полетов.

Руководители полетов, находясь на земле, отвечают не только за взлет и посадку самолетов, но и координируют их движение. Их работа требует особой точности, малейшая ошибка может привести к трагедии и гибели людей.

Женщины по своим природным качествам очень подходят для такой работы. Кстати, эта профессия одна из самых высокооплачиваемых в Эстонии. Средняя зарплата руководителя полетов составляет 2800 евро в месяц.

Из 150 пилотов, работающих в Эстонии, около десяти процентов женщины. Капитаном Bombardier CRJ900 — самого большого самолета Estonian Air, рассчитанного на 88 мест, является Кадри Тусис, она же главный пилот этого типа самолетов, и ей подчиняются все 16 капитанов-мужчин самолетов этого типа.

В настоящее время в Эстонской летной академии обучаются девять девушек, в будущем они тоже станут летчиками.

Комментарии
Copy
Наверх