Кампания дорожного департамента обижает людей в креслах-колясках

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Студент Таллиннского технического университета Свен Кылламетс.
Студент Таллиннского технического университета Свен Кылламетс. Фото: Пеэтер Ланговитс

Кампания Департамента шоссейных дорог, призывающая пристегиваться ремнями безопасности на заднем сиденье автомобиля, обижает людей, передвигающихся в креслах-колясках, поскольку об используемой в рекламе марке кресла-коляски и о самом человеке, который в нем оказался, складывается негативное впечатление, будто бы речь идет о нарушителе правил дорожного движения.


Кресло-коляска с колесами, изображающими ремни безопасности, на красном фоне — это лого кампании Департамента шоссейных дорог по безопасности дорожного движения «Пристегни ремень безопасности на заднем сиденье», призывающей задуматься о возможных последствиях езды без соблюдения этих правил.

Вероятно, кампания имеет определенное влияние, однако его нельзя назвать исключительно позитивным. Многие люди, вынужденные пользоваться креслом-коляской, признаются, что это оставляет о них негативное впечатление, и поэтому они обращались в Департамент шоссейных дорог с просьбой не проводить кампанию в такой форме.

Символ страха, ужаса и безнадежности
Студента ТТУ Свена Кылламетса, который пользуется креслом-коляской, обижает, с какой легкостью марка кресла из синонима возможности движения и самореализации превращается в символ страха, ужаса и безнадежности, будучи размещенной на красном фоне — в природе это цвет опасности.

«В моей системе ценностей передвигающийся с помощью кресла-коляски человек должен чувствовать себя полноценным членом общества, которому есть что предложить миру, — сказал он. — Однако вместо этого его средство передвижения превратилось в символ непорядочности и наказания».

По оценке Свена Кылламетса, сознательность граждан можно повышать и другим способами, не вызывающими ассоциаций, будто бы кресло-коляска является источником всех проблем. Напротив, кресло-коляска, по его словам, — это решение проблем, а источник — нарушение здоровья, которое привело к необходимости использовать кресло-коляску.

«С некоторым преувеличением можно было бы утверждать, что времена, когда ребенок с ограниченными возможностями был для родителей наказанием за грехи, хоть и прошли, получается, что за деньги налогоплательщиков мы теперь узнаем, будто бы физические недостатки — это на самом деле наказание за нарушение правил дорожного движения», — сказал он.

По словам Свена Кылламетса, дети пальцем указывали в сторону некоторых его друзей, использующих кресло-коляску, и у него самого спрашивали, неужели он тоже не пристегивался ремнями безопасности.

«Я считаю очень важным, чтобы каждый молодой человек мог почувствовать, что ему есть что предложить миру, и общество могло бы общаться и с теми, кто передвигается с помощью кресла-коляски, без выражения сочувствия и слез.

Чтобы молодой человек, глядя в зеркало, не ощущал себя каждую минуту только жертвой, — сказал Кылламетс. — Сегодня это ресурс нашего общества, который, передвигаясь в креслах-колясках, учится в университетах, работает, в том числе и в госучреждениях».

Студент ТТУ Юри Лехтметс, который также пользуется креслом-коляской, отметил, что его раздражает использование в логотипе кампании марки кресел-колясок, имеющей положительное международное признание, что в целом означает социальную мобильность кресла.

Использование марки в другом контексте, с целью запугивания, по его оценке, недопустимо.
Юри Лехтметс пояснил, что и он сам, и Кылламетс годами боролись за то, чтобы у людей не было страха перед креслом-коляской, что это обычное средство передвижения, однако данная кампания работает в противоположном направлении.

«Со стороны общества может возникнуть представление, что если человек оказался в кресле-коляске, значит, он сам виноват, поскольку не пристегивался ремнями безопасности на заднем сидении, — сказал Юри Лехтметс. — Это порождает еще один миф, который все время необходимо опровергать».

Два года назад Свен Кылламетс написал в Департамент шоссейных дорог письмо, в котором обратил на проблему внимание и попросил в дальнейшем не использовать лого. Эту же позицию разделяет исполнительный директор Эстонского союза людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Аули Лыоке.

В ходе кампании никого не хотели обидеть
Заведующий отделом безопасности движения Департамента шоссейных дорог Рауль Ром пояснил, что в ходе кампании по безопасности движения используется всевозможная символика с целью обозначить последствия несчастных случаев, но этим никого не хотели обидеть, поскольку символы и знаки, а также содержание смысла могут перекликаться со многими сферами жизнедеятельности.

«В результате полученных в дорожно-транспортном происшествии травм человек может оказаться в кресле-коляске, в худшем случае остаться парализованным или погибнуть, и нельзя отождествлять всех людей, пользующихся креслом-коляской по каким-либо иным причинам, с пережившими аварию, — сказал Рауль Ром. — Как нельзя связывать все травмы головы с отсутствием шлема, а все прочие травмы и повреждения — с дорожно-транспортными происшествиями».

Необходимость вынужденно изменить в результате дорожно-транспортного происшествия прежний образ жизни, пересмотреть цели и планы становится для человека и его близких трагедией, и настоящая кампания, призывающая пристегивать ремни безопасности на заднем сиденьи автомобилей, по своей сути об этом и говорит, пояснил Ром.

«Данную конкретную марку в этом же виде мы больше использовать не будем, — заверил Рауль Ром. — Мне жаль, и я приношу извинения, если наша кампания по безопасности движения причинила боль некоторым людям».

Комментарии
Copy
Наверх