Эмоциональная инвестиция

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
В 2010 году лучшие живописные полотна, имеющиеся в коллекции Энна Кунила, выставлялись в художественных галереях не только Таллинна, но и Хельсинки.
В 2010 году лучшие живописные полотна, имеющиеся в коллекции Энна Кунила, выставлялись в художественных галереях не только Таллинна, но и Хельсинки. Фото: Пеэтер Ланговитс

Предприниматель Рийво Антон, автор магистерской работы, которая была представлена к защите на факультете экономики Тартуского университета, подсчитал, выгодно ли вкладывать деньги в произведения искусства.

«В последние годы я посвятил немало времени эстонскому искусству и собрал небольшую коллекцию. По работе мне постоянно приходится иметь дело с цифрами, и я решил подсчитать стоимость этой инвестиции, — сказал Рийво Антон. — Галереи и государственные институты постоянно подчеркивают, что искусство — это хорошая инвестиция. Но насколько хорошая — вот в чем вопрос».

Опираясь на имеющиеся в открытом доступе данные художественных аукционов, проводившихся в 1998-2011 годах четырьмя большими галереями — Allee, E-Kunstisalong, Haus и Vaal — Рийво Антон подсчитал, что в этот период реальная доходность с учетом инфляции была 5,18% в год.

«Как и с биржевыми индексами это показывает только то, что если бы я имел все эти произведения, то за год заработал в среднем именно столько, — сказал Антон. — Но так же, как и биржевые индексы, это трудно перевести в деньги. Если мне нужно было бы реализовать большое количество произведений искусства или акций, то, скорее всего, такой доходности не удалось бы получить».

Искусство — это любовь
Надо признать, по сравнению с индексом Таллиннской биржи и составляемым Земельным департаментом индексом недвижимости за тот же период окупаемость произведений искусства была все же ниже.

Конечно, речь идет о средних показателях за период, на который пришлись и бум экономики, и экономический кризис. Реальная доходность рынка произведений искусства в период роста экономики с 1998 по 2005 годы составляла 15%, а в 2009-2010 годы стоимость снизилась в реальной валюте на 19%. В 2011 году цены вновь стали расти, но, как считает Антон, речь идет о стабилизации рынка.

По словам Антона, если судить по магистерской работе, то можно прийти к выводу, что эстонское искусство имеет небольшую инвестиционную ценность, но приобретать произведения, достойные аукцио­на, все же выгоднее, чем репродукции известных картин, что однозначно является расходной статьей.

Крупнейшие в Эстонии коллекционеры утверждают, что никогда не рассматривали приобретение произведений искусства как инвестицию. Как заметил предприниматель и меценат Энн Кунила, для него искусство — это большая любовь, и покупка произведений является эмоциональной, а не рациональной деятельностью.

«Иногда ситуация на аукционе складывается совершенно абсурдная, и ты сам должен решать, продолжать дальше участвовать в нем или нет, — заметил он. — Никогда не можешь быть уверен в том, что через пару месяцев сможешь вернуть деньги, продав эту работу».
Как отметил Кунила, некоторые произведения искусства оказались неплохой инвестицией, но свою роль сыграло, скорее, время.

Предприниматель и коллекционер Яан Маницки никогда, по его словам, не руководствовался корыстными соображения­ми.

«Для меня искусство — это страсть и увлечение, возможность самообразования, — признался он. — Доходность искусства меня никогда не интересовала».

Рынок пока не развит
Рене Куулманн, унаследовавший большую коллекцию произведений искусства и продолжающий пополнять ее, заявил, что ему претит, когда к произведениям искусства относятся лишь как к возможности вложить деньги.

«В свою коллекцию я вкладываю душу, с каждым произведением у меня устанавливается эмоциональная связь, это одна из причин, почему я их покупаю», — сказал он.

По словам Куулманна, в Эстонии рынок произведений искусства не развит: «Те, кто хочет пополнить свою коллекцию, сталкиваются с тем, что интересные произведения редко появляются на рынке».

По мнению Куулманна, проблемы с покупкой произведений искусства возникают прежде всего у «коллекционеров-инвесторов», которые слишком привержены академической школе «Паллас» (школа «Паллас действовавала в Тарту в 1919-1940 годах. — Ред.), а также у тех, кто не очень хорошо разбирается в искусстве и пользуется услугами специалистов.

«У истинных коллекционеров таких проблем нет, они покупают произведения, руководствуясь собственными чувствами и наличием свободных средств», — считает он.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх