Безумная драма с заложниками на Корейском полуострове

, Эксперт по международным отношениям
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Южнокорейский солдат проверяет машину на КПП на дороге, ведущей в сторону Северной Кореи, на границе демилитаризованной зоны – на деле одного из самых напичканных оружием уголков земного шара.
Южнокорейский солдат проверяет машину на КПП на дороге, ведущей в сторону Северной Кореи, на границе демилитаризованной зоны – на деле одного из самых напичканных оружием уголков земного шара. Фото: Scanpix/AFP

То, что происходит сегодня на Корейском полуострове, больше всего напоминает захват заложников безумцем. Миллионы людей, в первую очередь жители Северной Кореи, но и их южнокорейские собратья, и японцы, а в случае самого черного сценария – и целый мир в прямом смысле слова взяты в заложники. Если кризис не удастся разрешить мирным путем, могут погибнуть все.

При этом поверх голов заложников большие люди ведут свою игру, и одно неосторожное движение, все равно с чьей стороны, может привести к катастрофе. Стремиться избежать ее должны, или по крайней мере должны были бы, все стороны конфликта. Это как в их личных, человеческих, так и в национальных интересах. Но крайне опасная игра продолжается.

MAD – игра в ядерное оружие

По правде сказать, в этой игре нет ничего нового, в нее с разной степенью интенсивности играют со времен холодной войны (а с менее разрушительными игрушками так и вообще испокон веков). Название игры MAD – что на английском языке означает «безумный». В данном контексте это еще и сокращение от английских слов – mutually assured destruction (гарантированное взаимное уничтожение).

Если коротко, то суть игры заключается в следующем. Ядерные державы знают, что любая война между ними может перерасти в атомную, и это гарантированно приведет к уничтожению обеих сторон. Поэтому они сделают все, чтобы избежать прямого столкновения. Другими словами, «баланс устрашения» (balance of terror), существующий между ядерными державами, – лучший из известных способов гарантировать мир. Во всяком случае, таково мнение сторонников этой теории.

И хотя бы частично они правы: после Второй мировой между крупными державами не произошло ни одной серьезной войны. Потому что в противном случае проиграли бы все и очень многое. Даже формальные победители. С другой стороны, такая ситуация параноидальна и рискованна, поскольку опасность атомной войны висит над человечеством постоянно как дамоклов меч.

Да, в общих чертах MAD выполняет свою функцию, но время от времени вспыхивают кризисы, в ходе которых дело с пугающей быстротой движется в сторону взаимного уничтожения. В таких случаях в рамках MAD и вокруг него начинают играть в игру под названием «голуби и ястребы» (по англ. – chicken). В своем первоначальном – молодежном – варианте игра выглядела таким образом. Два обдолбанных парня мчатся на автомобилях по разделительной линии шоссе навстречу друг другу. У кого первым не выдержат нервы и он свернет, тот трус и теряет всяческое уважение окружающих. Если же оба окажутся «смельчаками», что ж, мир их праху...

В эту игру с ядерными боеголовками вместо машин играли неоднократно. Самый известный пример – Карибский кризис 1962 года. В то время от крупного ядерного конфликта мир, как говорят, отделяла буквально секунда. Но столкновения все же удалось избежать.

Успешной, то есть без больших жертв, игру в «голубей и ястребов» с ядерными боеголовками делает соблюдение двух условий. Все игроки должны быть: a) на самом деле в здравом уме и способными нести ответственность за свои поступки; b) способными сформулировать свои цели и интересы таким образом, чтобы противная сторона могла их понять и считаться с ними. В противном случае рационально разрешить кризис невозможно. А в Корейском кризисе наблюдается явная нехватка как рациональности, так и понятных интересов и целей.

Чего хочет Пхеньян?

Напряжение на полуострове не спадает с конца Корейской войны 1953 года. Пролегающая по 38-й параллели «демилитаризованная» зона, разделяющая две Кореи – один из самых напичканных оружием клочков земли. Время от времени напряжение достигает предела: последний серьезный инцидент имел место три года назад, когда Северная Корея потопила южнокорейский военный корабль с 46 членами команды на борту. Порой кажется, что ситуация стабилизировалась. Когда на северокорейский «трон» сел получивший образование в Швейцарии Ким Чен Ын, многие в мире надеялись, что он начнет реформы в своей стране и постарается разрядить обстановку на полуострове. Но надежды не оправдались. С прошлого декабря напряжение только растет.

Сначала, 12 декабря, Северная Корея запустила на орбиту спутник при помощи трехступенчатой ракеты. Затем было успешно проведено третье ядерное испытание. После этого ООН по инициативе США и Южной Кореи, причем с одобрения России и Китая, ввела против Северной Кореи дополнительные экономические санкции. Пхеньян в свою очередь сообщил, что имеет право на «превентивный» ядерный удар по США и его союзникам. 11 марта США и Южная Корея начали совместные учения, более масштабные, чем обычно. Теперь обе стороны стягивают войска, правда, пока очень осторожно, избегая провокаций. А вот риторика Пхеньяна как раз весьма провокационна.

Госсекретарь США Джон Керри заявил поздно вечером во вторник, что «США будут защищать себя и своего официального союзника Южную Корею». Вашингтон наращивает военное присутствие в регионе, что с одной стороны неизбежно, а с другой – только подливает масла в огонь.

Трудно понять, чего хотят стороны конфликта, особенно Пхеньян. Не хотелось бы верить, что его цель – реальная, полномасштабная война. С другой стороны, правящая элита Северной Кореи загнана в угол. С реформами безнадежно опоздали. В населении душа держится только за счет зарубежной помощи.

Большинство аналитиков считают основной причиной агрессивной риторики северокорейского режима желание Ким Чен Ына укрепить свою шатающуюся власть, показав народу и в первую очередь военным, что он сильный лидер. Кроме того, многие, по их собственным утверждениям, хорошо информированные источники подтверждают, что значительная часть населения Северной Кореи действительно хочет войны, поскольку верит, что это поможет вывести страну из кризиса.

История показывает, что народные массы достаточно просто дурить рассказами о победоносной войне. Особенно, когда страна полностью изолирована от окружающего мира. Правящая элита гораздо больше в курсе реального положения дел, но нельзя исключать, что поскольку у ее представителей отсутствуют перспективы на будущее, то и они готовы к самоубийственной войне. А что самое опасное, ситуация может выйти из-под контроля просто в результате пустячного инцидента.

Остается надеяться лишь на то, что MAD останется «застенчивой» аббревиатурой в обиходе стратегов и не перерастет в настоящее безумие.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх