Бомба для бизнесмена

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Игорь Савенков вчера в Харьюском уездном суде во время беседы со своим адвокатом.
Игорь Савенков вчера в Харьюском уездном суде во время беседы со своим адвокатом. Фото: Пеэтер Ланговитс

Атмосфера начавшегося судебного процесса по делу о подложенной бомбе явно наэлектризована. Гособвинителю, бывшему следователю по особо важным делам Юри Казесалу предстоит доказать, что за покушением на убийство обанкротившегося винно-водочного бизнесмена Игоря Савенкова стоит давний знакомый его семьи — Ральф Миллер (61), урожденный Владимир Милаков, который разбогател и стал миллионером неизвестным общественности способом.

Защитник же Миллера, бывший таллиннский полицейский Арго Кюйнемяэ, пытается убедить суд в обратном — покушения на убийство не было, а взрывное устройство, найденное под автомобилем жены Савенкова, внедорожником Mercedes, было муляжом.

Все произошло 31 мая прошлого года в Таллинне, в подвальном гараже по бульвару Рявала, 19. Если бы взрыв произошел, жертв было бы две — Савенков и его 11-летний сын.

Второй день рождения
Когда в закрытом гараже, находящемся под многоквартирным зданием, в 8.05 Савенков завел двигатель автомобиля и тронулся с места, раздался громкий щелчок. Бизнесмен описал его как звук разрывающейся веревки. Савенков остановил машину, и сидевший на соседнем сиденье сын вышел, чтобы посмотреть, в чем дело. Мальчик решил, что оторвался кардан, однако Савенков решил заняться технической проблемой позднее.

Из школы Савенков отправился на тренировку в гостиницу Swisshotell, а через час поехал в офис, который находится на Тартуском шоссе. Сдавая задом на парковочное место, предприниматель понял, что к колесу по-прежнему что-то прикреплено.

Савенков взглянул под автомобиль и увидел чужеродный предмет, прикрепленный клейкой лентой к днищу. Рабочий с опытом  сапера обследовал днище машины при помощи зеркала и сообщил, что под автомобилем находится взрывное устройство с двумя гранатами Ф-1.

Вечером того же дня специалисты Спасательного департамента обезвредили взрывное устройство, которое состояло из пластиковой трубки с забитыми в нее 205 граммами тротила и прикрепленными к концам боевыми гранатами Ф-1 и РГ-42.

Если бы устройство взорвалось в гараже, когда владелец заводил машину, то элитный дом в центре города остался бы без окон. Согласно оценке экспертов, бомба должна была сработать, отреагировав на вращение кардана. «Полиция безопасности поздравила меня и моего сына со вторым днем рождения», — сказал Савенков.

Теперь нужно было выяснить, кто стоит за преступлением. С самого начала под пристальным вниманием находился давнишний приятель Савенкова — Ральф Миллер.

Мужчины знакомы более  30 лет и обращаются друг к другу по имени — Игорь и Володя. Володя — потому, что по рождению Ральф Миллер на самом деле Владимир Милаков. Отношения между ними были самыми дружескими, и в частных разговорах Володя называл Савенкова крестным отцом своего сына.

Двенадцать лет назад Савенков, который тогда активно расширял свою бизнес-империю, взял у первой жены Миллера, Нины, в долг 200 000 долларов США.

В 2007 году Володя перевел на банковский счет Савенкова 500 000 долларов США. Договора о кредите не заключали. К 2010 году долг Савенкова вырос до пяти миллионов евро. К этому времени долг был документально оформлен, и Савенков начал его возвращать. К лету 2012 года Миллеру оставалось получить еще 1,56 миллиона. Срок выплаты долга был установлен на июль.

Хотели напугать
Откуда богатство у Миллера, сказать трудно. Мужчина, годами проживавший в Латвии и Швеции, был замешан в нескольких деловых конфликтах в Латвии, в результате чего его даже попытались убить.После переезда в Эстонию он стал вести себя потише. Правда, к попытке убийства Савенкова отношения между ними стали напряженными. Миллер требовал срочного возврата денег.

Уже через день после случившегося Миллер явился на встречу в офис Савенкова и стал расспрашивать связанные с бомбой подробности.

17 июля Савенков и Миллер договорились встретиться в Swisshotell. Полиции безопасности удалось узнать содержание состоявшегося разговора, во время которого Миллер требовал деньги, необходимые ему якобы для лечения детей.

Банкрот Савенков дал ему 1500 евро. Через 13 дней Миллера взяли под стражу. Его вину доказала экспертиза ДНК, основанием для которой послужили пробы со взрывного устройства. Был арестован и некий Сергей Старых, который ранее четыре раза наказывался в уголовном порядке.

На первом допросе Миллер рассказал о том, что идея подложить бомбу пришла ему и Старых в голову, когда они курили марихуану. Старых раздобыл тротил, и совместными усилиями было изготовлено взрывное устройство. На принадлежащем Миллеру автомобиле Nissan Micra они поехали на бульвар Рявала. Устройство к днищу Mercedes прикрепил Старых. Черные перчатки и одежду, в которой они были одеты во время изготовления бомбы, выбросили у гаражей на улице Лаэвастику на Пальяссааре. Позже, во время встречи с адвокатом, Миллер отказался повторить эти показания.

Полиция безопасности, располагавшая описанием предметов одежды, без труда отыскала их, там же была обнаружена и обувь, которая была на Старых, когда он устанавливал бомбу в гараже на бульваре Рявала. Так была доказана причастность мужчин к этому делу.

Однако вчера в суде Старых отрицал какую-либо причастность к происшедшему. Его соучастник Миллер был более честен: глядя Савенкову в глаза, он сказал: «Я хотел бы извиниться перед Игорем. Я не хотел его убивать, мы хотели только попугать его».

Действительно, с трудом верится в то, что мотивом для убийства мог послужить долг. Но, как следует из обвинения, Миллер и Старых планировали после смерти Савенкова взыскать долг с дочери, продолжающей дело отца, и жены.

То обстоятельство, что, изготавливая взрывное устройство, Миллер и Старых обработали запалы гранат кислотой, чтобы повлиять на время их реагирования, не является, по мнению обвинения, основанием утверждать, что Савенкова не хотели убивать. «Только благодаря счастливому стечению обстоятельств, пострадавший остался жив», — сказал старший прокурор Юри Казесалу.

Арго Кюйнемяэ, защищающий Миллера, считает иначе: «Если гранаты не могут взорваться, то это муляж. Тротил, как известно, сам не взрывается, для этого нужен запал».

Комментарии
Copy
Наверх