Айвар Рейнап: изучая электросчет

Айвар Рейнап
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Айвар Рейнап
Айвар Рейнап Фото: Pm

Первые три месяца свободного электрорынка были для потребителя щадящими — гигантского роста счетов помогла избежать сравнительно теплая погода.

В моем случае фиксированная цена на год также пока оказалась лучшим вариантом. В первые три месяца я потребил 400 кВт.ч, т.е. на 6,5% меньше, чем в прошлом году. Особенно порадовало то, что сумел сэкономить на дневном энергопотреблении, а ночное осталось на прежнем уровне.

Мне удалось в удачное время заключить с Eesti Energia договор на пакет со сравнительно выгодной ночной ценой электричества, который оказался дешевле биржевого пакета на 5,1% и дешевле общей услуги на 14%.

Но это был единственный плюс. За эти три месяца я заплатил Eesti Energia на 88 eвро больше, чем в прошлом году, — на 42% больше, причем при меньшем потреб­лении энергии. Таким образом, 1 кВт.ч подорожал для меня за год в среднем вполовину.

При этом передача 1 кВт.ч подорожала для меня за год на пять процентов. Хотя сбор за возобновляемую энергию несколько снизился, акциз и плата за «зеленую» электроэнергию составили целых 14% от общей суммы счета. Разумеется, что государство потирает руки, поскольку увеличение общего счета ведет к увеличению поступления НСО в бюджет.

Ведь несмотря на снижение электропотребления, в первом квартале мой счет вырос на 15% по сравнению с прошлым годом. При том же уровня энергопотреб­ления рост составил бы уже 23%. Eesti Energia частично обосновала рост цены дорогими квотами на парниковые газы, но решение Европарламента удержало рост цены на квоты.

Причем энергофирма не спешит снижать цену и берет с потребителей столько, сколько позволяет т.н. свободный рынок.

В последние годы государство получало от Eesti Energia солидные дивиденды, т.е. особой необходимости инвестировать в фирму оно как владелец не видит. Большие деньги, правда, вкладываются в производство сланцевого масла и использование горючих сланцев за рубежом в надежде на большие доходы в будущем, но почему это должны быть мои деньги?

Я заинтересован больше в том, чтобы за счет доходов от продажи электроэнергии развивали бы более дешевые и эффективные способы производства электричества и за плату за передачу электроэнергии увеличили бы надежность подачи энергии.

А всякие рискованные инвестиции пускай делают хотя бы за счет венчурных средств на бирже — вряд ли фирма намерена делиться будущими прибылями от производства сланцевого масла с потребителями электроэнергии.

Комментарии
Copy
Наверх