МОТ: от кризиса больше всго пострадали государственные чиновники

rus.postimees.ee
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Деньги. Снимок иллюстративный
Деньги. Снимок иллюстративный Фото: SCANPIX

Государственный сектор во многих странах Европы серьезно пострадал от экономического кризиса, что привело к резкому сокращению расходов, уровня занятости и заработной платы. Ведущий экономист МОТ Даниэль Воган-Уайтхэд (Daniel Vaughan-Whitehead) анализирует влияние политических  антикризисных мер на государственный сектор .

Несмотря на то, что в Европе проводились различные антикризисные меры, срочная необходимость экономить средства и снижать государственные расходы привела к зачастую поспешному урезанию расходов, сокращению рабочих мест и заработной платы.

Заработную плату госслужащим урезали самыми разными способами: некоторые страны, например, Эстония, Ирландия, Латвия, Литва и Румыния, внедрили базовое замораживание или урезание заработной платы. Другие, например, Греция и Венгрия, отменили премии работникам госсектора. Помимо этого, в Греции впервые урезали минимальную заработную плату на 22 процента.

В некоторых случаях эти изменения негативно повлияли на ход структурных реформ государственного сектора (в том числе направленных на создание более эффективных  систем установления заработной платы ), как это произошло в Португалии и Румынии.

В результате работники госсектора в ряде стран лишились надбавки к заработной плате, которую, в отличие от работников частного сектора, они всегда получали, что было обусловлено более высоким уровнем образования госслужащих.
Например, в Румынии разница между средней заработной платой в государственном и частном секторах сократилась с 40 процентов в 2010 году до 15 процентов в 2011. Подобная тенденция повлекла за собой снижение квалификации работников, падение объема инвестиций в профессиональную  деятельность в государственном секторе, а также остановила приток молодых квалифицированных выпускников, которые до того времени обеспечивали функционирование  сектора.

В то же время, сокращение заработной платы по всей ее шкале привело к усилению неравенства и особенно сильно ударило по заработной плате в нижней части шкалы, из-за чего многие работники оказались за чертой бедности. В результате в Европе зародилось новое явление – «работающий бедный, занятый в государственном секторе» (public sector working poor). 

В Венгрии это явление затронуло более чем 50 процентов работников с образованием ниже среднего. Это, в свою очередь, привело к увеличению потока эмигрантов среди работников государственного сектора, особенно среди врачей и медсестер, а также учителей, уезжающих из Венгрии в Чехию и Польшу.

По мере роста протестного движения против мер жесткой экономии в южной Европе, особенно в Греции, Испании и Португалии, все больше людей, пострадавших от кризиса, переезжают в страны северной Европы в поисках достойной работы.

Преобразования государственного сектора также усилили гендерное неравенство, поскольку государственный сектор традиционно важен для трудоустройства женщин, их карьерного роста, гибкого графика работы, соблюдения баланса  «работа-семья».

Потери рабочих мест в государственном секторе также повлекли за собой увеличение рабочей нагрузки и количества рабочих часов для оставшихся работников, в то время как в ряде стран оплата за переработки снизилась или даже была заморожена. Одновременное снижение расходов также привело к сокращению человеческих и материальных ресурсов, необходимых для работы служб, чей объем работы не меняется, а иногда и растет – таких, как медицина и образование.

Значительную роль в ухудшении условий труда в государственном секторе сыграло недостаточное, внимание, уделенное  в ходе реформ социальному диалогу, а также упразднение ряда положений, стимулирующих коллективные переговоры. Теперь государственный сектор, считавшийся ранее «образцовым работодателем», применяет те же практики, что и частный сектор.

Эти изменения и то, как они проводились, вызвали по всей Европе волну демонстраций и забастовок госслужащих, к которым часто присоединялись представители других социальных групп. Помимо немедленных потерь для экономики, ухудшающийся социальный климат в госсекторе – это еще и тревожный сигнал на перспективу.

Ухудшение качества
Подобные изменения также напрямую влияют на качество государственных услуг в будущем. Например, в школах увеличится нагрузка на  учителей в плане количества  учеников. В медицинских учреждениях вырастут очереди на прием. Реформы также окажут влияние на государственное управление.

Необходимо добиваться лучшего баланса между количественными коррективными мерами и структурными реформами государственного сектора. Кроме того, при разработке финансовых мер необходимо в большей степени учитывать  такие важные факторы, как равенство, социальный диалог, возможности трудоустройства, условия труда, будущая эффективность и качество государственных служб.
Только при таких условиях государственные службы Европы смогут поддерживать и общественную сплоченность, и экономический рост. 
 

Комментарии
Copy
Наверх