Планируемая реформа Минсоцдел затронет 50 тысяч получателей пенсий

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
иллюстрация: графика: Алари Палуотс

Согласно плану реформы, в будущем пособие по утрате   трудоспособности (ныне пенсию)
не получат те, кто зарабатывает не менее средней зарплаты по Эстонии.

Планируемая реформа, которая затронет пенсионеров по нетрудоспособности, направлена на то, чтобы в два раза уменьшить почти стотысячную армию людей, получающих пенсию по нетрудоспособности и довести их число до 50 000 человек. Пенсионеры по нетрудоспособности, которые работают и получают как минимум среднюю по Эстонии зарплату, с 2020 года должны будут обходиться без дополнительной помощи со стороны государства.

«В широком плане наша идея состоит в том, чтобы помочь людям с особыми потребностями, которые могут и хотят работать, снова начать работать», — сказал министр социальных дел Таави Рыйвас (Партия реформ), говоря о сути реформы, разрабатывавшейся почти полтора года. На то, чтобы задействовать реформу, потребуется еще более двух лет.

Система больше не может существовать
Объясняя главную причину, по которой намечается самая масштабная за последние десять лет реформа в социальной сфере, министр привел цифры. «В начале года у нас было 98 000 пенсионеров по нетрудоспособности, из которых 63 000 не работали, и с каждым годом число тех, кто получает пенсию по нетрудоспособности, растет. Если мы не изменим систему, то к 2020 году у нас будет 176 000 пенсионеров по нетрудоспособности», — сказал он.

Эстония, подчеркнул Рыйвас, не может себе позволить, чтобы число людей, не занятых в сфере труда, постоянно росло.

«Мы понимаем, что нынешняя система, при которой человек, однажды признанный полностью или ограниченно нетрудоспособным, остается в ней навсегда, не может существовать дальше», — сказала руководитель Палаты людей с ограниченными возможностями Моника Хауканымм, соглашаясь с тем, что в принципе реформа необходима.

«Но мы бы хотели, чтобы изменения в системе были продуманы, и людям не пришлось мотаться между разными учреждениями, чтобы услышать одну и ту же информацию», — добавила она.

Реформа, которая стартует в середине 2015 года, будет проводиться Кассой по безработице и финансироваться за счет средств Евросоюза — в течение семи лет на ее проведение выделят почти 170 миллионов евро.

Ставка делается на то, что благодаря реформе 10-15 процентов лиц, получающих пенсию в связи с ограниченной трудоспособностью, вернуться при поддержке Кассы по безработице к работе. Если брать сегодняшние цифры, то из 63 000 неработающих пенсионеров по нетрудоспособности, пенсию по нетрудоспособности будут получать 50 000 человек.

Часть людей, получающих пенсию по нетрудоспособности, продолжат ее получать, но те люди, трудоспособность которых при поддержке Кассы по безработице настолько улучшилась, что позволяет им получать среднюю по Эстонии зарплату, не смогут рассчитывать на пенсию по нетрудоспособности.

Планируется, что пенсия по нетрудоспособности будет снижаться, начиная с медианной зарплаты, примерно с 600-700 евро. Те, чья зарплата ниже этой суммы, по-прежнему будут получать пенсию. «Людей, которые объективно имеют 100-процентную потерю работоспособности, никто не заставит работать, это немыслимо», — заверил Рыйвас.

Необходимы новые защищенные места
«В первую очередь мы сосредоточимся на тех, у кого определен невысокий процент утраты трудоспособности, на людях, которым для того, чтобы иметь возможность работать, достаточно соорудить пандус, или, например, купить слабо­слышащим, работающим в офисе, специальную технику, которую можно подключать к слуховому аппарату, чтобы они могли участвовать в собраниях коллектива», — отметил министр, говоря о том, каким образом могут быть использованы европейские средства.

«Если государство дает понять, что нетрудоспособность хотят увязать с тем, насколько сильно сам человек хочет вернуться на работу, то встает вопрос, готово ли общество к тому, чтобы принять на работу инвалидов, людей с ограниченными возможностями?» — сказала Хауканымм.

«Кроме того, далеко не все люди, имеющие инвалидность, готовы прийти на открытый рынок труда, и нужны так называемые защищенные рабочие места, на которых они будут чувствовать себя уверенно, а таких почти нет. Что заставит работодателей создавать защищенные рабочие мечта?» — продолжила она.

Те, кому приходится иметь дело с людьми, возможности которых ограничены, знают, что люди, имеющие инвалидность, очень хотят работать. «Эти люди очень добросовестные, лояльные, мотивированные на работу», — сказала Хауканымм, отметив, что работодатели ценят таких работников.

Как заметил юрист Цент­рального союза работодателей Марек Сепп, заинтересованность работодателей в том, чтобы предоставить рабочие места людям с ограниченной трудоспособностью, появится не вдруг, нужны определенные шаги в этом направлении.

«Идея реформы неплохая, но как быть, если человек с полной или ограниченной трудоспособностью живет там, где рабочих мест нет и не будет», — задал он резонный вопрос.

Даже если реформа будет разработана к 2015 году и до 2020 года Касса по безработице задействует за счет европейских средств специальные меры, касающиеся людей и создания рабочих мест, остается вопрос: откуда возьмутся средства, чтобы платить пенсии по нетрудоспособности.

Как сказал Рыйвас, от такого понятия, как «пенсия по нетрудоспособности», откажутся, и вместо него будет «пособие по нетрудоспособности», с середины 2015 года постепенно оно будет выплачиваться Кассой по безработице.

«Эти деньги будут выплачиваться, как и сейчас, из пенсионной кассы, сумма будет примерно такой же — около четверти миллиарда евро. Эти деньги ежегодно перечисляются из госбюджета в пенсионную кассу как недостающая сумма для выплаты пенсий, по сути, это бюджетные деньги», — пояснил он.

«Очевидно, с середины 2015 года мы станем перечислять больше денег из госбюджета в Кассу по безработице на выплату пособий по нетрудоспособности и меньше Департаменту социального страхования на выплату пенсий по нетрудоспособности», — добавил министр.

О деталях реформы говорить еще рано
Как заметил юрист Сепп, если вопросами, связанными с нетрудоспособностью, будет заниматься Касса по безработице, то не исключено, что услуги, направленные на снижение нетрудоспособности, станут предлагать за счет страховых взносов по безработице, которые предусмотрены вовсе не для этого.

«Если Касса по безработице располагает достаточными резервами, то можно было бы уменьшить страховые взносы по безработице, но этому может помешать тот факт, что деньги, имеющие отношение к безработице и нетрудоспособности, окажутся в одном котле», — казал он.

По словам Рыйваса, пока рано говорить о деталях реформы. «Сейчас планируется своего рода политическое решение — взглянуть на человека с другой стороны, вместо того, чтобы устанавливать его нетрудоспособность, посмотреть, какова его способность к труду, — сказал он. — Для того чтобы это стало реальностью, специалистам предстоит еще год-полтора серьезно потрудиться, разработать методику. Для этого мы располагаем европейскими средствами в размере примерно двух миллионов евро».

Вопрос, насколько увеличится штат Кассы по безработице, Рыйвас оставил без ответа. «Работников добавится, возможно, часть специалистов перейдет из Департамента социального страхования. Но мы учтем, что сейчас безработица в два с половиной раза меньше, чем тогда, когда она была на высоком уровне, и Касса по безработице должна критически оценить, насколько эффективно она использует свои возможности», — сказал министр.

Ни завтра, ни даже с началом реформы в 2015 году для пенсионеров по нетрудоспособности ничего не изменится. Те, кто уже получает пенсию, будут ее получать без дополнительных условий до тех пор, пока не придет время подавать новое ходатайство о выплате пенсии по нетрудоспособности.

Масштабную программу реформ разделили на части

Когда Министерство социальных дел в прошлом году записало на бумаге первые идеи по поводу реформы пенсий по нетрудоспособности, там уже фигурировало такое понятие, как страхование от несчастных случаев на работе и от профессиональных заболеваний, а со стороны Больничной кассы поднимались вопросы временной нетрудоспособности.

По словам министра социальных дел Таави Рыйваса, все это в совокупности было бы настолько объемно, что реформа в целом могла бы застопориться. В результате Министерство финансов готовит страхование от несчастных случаев на рабочем месте и от профессиональных заболеваний (TÕKS).

«Скорей мы проведем реформу по пунктам и по мере сил хотя бы какую-то одну ее часть, по которой нет особых принципиальных разногласий», — отметил министр.

Министерство финансов сочло прежде­временным комментировать TÕKS по существу, хотя Центральный союз работодателей уже заявил, что перевод этой сферы в область частного страхования он бы не поддержал, поскольку это повысило бы налоги для работодателей.

«Модель страхования от несчастных случаев на рабочем месте, основанная на частном страховании, не позволяет представителям работодателей и наемных работников сказать свое слово по поводу формирования налоговых ставок», — подчеркнул председатель совета центрального союза Юри Кяо.

Перевод временной утраты трудоспособности из Больничной кассы также в сферу Кассы  по безработице, как это предполагается сделать с долговременной утратой трудоспособности, по крайней мере на первых порах отложен.

«Это идея неплохая, но все сразу сделать невозможно», — оставил Рыйвас вопрос открытым.

Комментарии
Copy
Наверх