Каннский фестиваль неотделим от международного кинорынка, на котором ведется международная киноторговля. В этом году, как и в предыдущие 12 лет (исключением стал 2007 год, когда в программе Un Certain Regard — «Особый взгляд» показывали фильм Кадри Кыусаар «Magnus», запрещенный затем судом в Эстонии), эстонские фильмы представлены на кинорынке. Ведь если фильмы снимают, значит, их должны видеть зрители.
Еще никогда в Каннах не было так много эстонцев
Думается, что нашим любителям кино и кинематографистам не стоит слишком печалиться из-за того, что в этом году ни в одну из программ фестиваля не включен эстонский фильм. Наши соседи находятся ничуть не в лучшем положении.
Так, от Швеции для участия в фестивале отобрали только один короткометражный фильм, Нидерланды, например, 35 лет ждали, пока в основной конкурс (фильмы, участвующие в нем, претендуют на «Золотую пальмовую ветвь») включили наконец художественный фильм. Им стал фильм Алекса ван Вармердама «Borgman» (в российском прокате, для которого его отобрали, он будет называться «Возмутитель спокойствия. — Ред.).
Так что Каннский фестиваль это еще не показатель. Главное, чтобы кинематографисты, в том числе наши, снимали как можно больше интересных и увлекательных фильмов. И, надо сказать, что, к счастью, эстонские кинематографисты с этой задачей справляются.
Из эстонских фильмов на кинорынке представлена снятая в формате 3D анимация Майта Лааса «Lisa Limone», которую уже можно было видеть в эстонских кинотеатрах. Остальные фильмы, представленные на кинорынке, находятся еще на пути к отечественному зрителю. Из уже готовых работ можно отметить совместную испанско-эстонскую ленту «Черные бриллианты», рассказывающую о международной футбольной афере.
В рамках «закрытого показа» в Каннах демонстрировались лента Ильмара Раага «Kertu» и фильм Вейко Ыунпуу «Free Range» (у него еще нет эстонского названия) — на просмотр пускали только по приглашениям, в Эстонии эти фильмы выйдут на экраны осенью. Был показан и первый совместный грузинско-эстонский фильм «Мандарины».
Если добавить, что российская компания «Роскино» представила следующий фильм Ильмара Раага «Я не вернусь» (Россия-Финляндия-Эстония), то можно сказать, что эстонские кинематографисты внесли не такой уж маленький вклад в огромное море кинопродукции.
Эстонский стенд привлек внимание гостей
Посвященные кинофестивалю журналы Screen International и Cannes Market News, публикуя обзоры, посвященные эстонскому кинематографу, не обошли вниманием перемены, коснувшиеся руководства эстонской киноиндустрии, а также создания Viru Filmifond. Заголовки, вроде «Балтийский бум» и «Эстония движется вперед», читать, конечно, приятно, хотя прекрасно понимаешь, что от них веет рекламных душком.
Кстати, раз мы уже заговорили о соседях, надо сказать, что в Каннах не забыли отметить и кинематографистов Литвы и Латвии. Эстонский стенд на берегах Средиземного моря привлекал к себе внимание, и стороной его не обходили.
В этом году в весенних Каннах собралось рекордное число — более пятидесяти человек — наших соотечественников — продюсеры, организаторы фестивалей, прокатчики, журналисты, бюрократы от кино, а также те, кто собственно делает кино.
Как утверждают продюсеры и пишущие о кинематографе журналисты, каждый год приезжающие в Канны, фестиваль понемногу начинает возвращать свое прежнее великолепие. Это относится и к конкурсной программе, о которой говорят исключительно в превосходной степени.
Во всяком случае, во время журналистских просмотров ни один фильм из конкурсной программы освистан не был, как бывало не раз в прежние годы. Не было слышно и оценок, вроде той, какую на одном из Каннских кинофестивалей дал одной ленте историк кино и кинокритик Яан Руус: «Этот фильм так плох, что уже хорош».
Словом, можно согласиться с автором статьи, опубликованной вчера в Variety, что в основном конкурсе участвуют хорошие фильмы сильных режиссеров, но, увы, эти фильмы не дотягивают до уровня лучших лент своих создателей.
Можно не сомневаться, что фильмы, отобранные для Каннского кинофестиваля, прошли строгий контроль и вписались в узкие рамки, которым они должны соответствовать, а именно затрагивать социальные проблемы — наркоманию, проституцию, преступность, вопросы, связанные с «интеграцией» и «гендерным равноправием».
Общеизвестно, что в программе непременно должен быть фильм, затрагивающий тему близких отношений представителей одного и того же пола. В этот раз нам вновь напомнили, документальным, правда, фильмом, что нельзя забывать о Холокосте.
Обязательно должна быть представлена экранизация какой-нибудь литературной классики и должен быть фильм, напоминающий зрителям о многообразии европейской культуры.
Как обойтись и без чисто жанровых фильмов: очередной вариации на тему «полицейские и воры», семейной драмы, фильма, рассказывающего об ужасах войны, обязательно должен быть хотя бы один фильм, снятый на Черном материке. В этом смысле программа нынешнего Каннского фестиваля не сильно отличается от программ фестивалей прошлых лет.
Все сюрпризы фестиваля еще впереди
После восьми дней фестиваля показано 13 фильмов из двадцати, но, похоже, в последние дни нас ожидают сюрпризы, ведь того самого фильма, который мог бы претендовать на «Золотую пальмовую ветвь», мы еще не видели.
В опубликованном в журнале Screen International рейтинге, составленном ведущими мировыми критиками, на первое место вышел фильм братьев Коэнов «Inside Llewyn Davis» — «Внутри Льюина Дэвиса», в котором звучит фолк-музыка 1950-х годов.
Как заметил один французский критик, комментируя рейтинг, это же англо-американский вкус! Присуждение баллов этому фильму можно сравнить с голосованием на «Евровидении» с той лишь разницей, что голосуют профессионалы.
Пресса, освещающая события фестиваля, не обходит стороной и криминальные новости, тем более, что череда дерзких ограблений продолжается. Вчерашний Hollywood Reporter сообщил о двух новых ограблениях, совершенных в резиденциях звезд. Судя по тому, что воры позарились на ювелирные украшения и компьютеры, не тронув паспорта и кредитные карты, это были профессионалы.
Вердикт о том, кому достанется «Золотая пальмовая ветвь», жюри Каннского кинофестиваля во главе со Стивеном Спилбергом огласит в воскресенье, 26 мая.