Ээрик-Нийлес Кросс хочет сделать Таллинн демократической столицей

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Насколько больше можно было бы сделать, если бы государство и Таллинн сумели синхронизировать свои усилия, считает кандидат от IRL на пост столичного мэра Ээрик-Нийлес Кросс.
Насколько больше можно было бы сделать, если бы государство и Таллинн сумели синхронизировать свои усилия, считает кандидат от IRL на пост столичного мэра Ээрик-Нийлес Кросс. Фото: Михкель Марипуу

Эстонское государство отвернулось от Таллинна главным образом из-за того, что в столице у власти Центристская партия, а от постоянного противопоставления Эдгара Сависаара остальной политике Эстонии устали и эстоно- и русскоязычные избиратели, считает Ээрик-Нийлес Кросс, которого партия Союз Отечества и Res Publica (IRL) утвердила во вторник кандидатом на пост мэра Таллинна.


Еще неделю назад мы знали, что на осенних выборах вы будете баллотироваться как кандидат от IRL в мэры Пярну. Почему вы поменяли Пярну на Таллинн?

На осенних выборах Таллинн станет самым важным мес­том. И не только потому, что это столица, но и из-за многолетнего политического противостояния. Печально, что город и государство постоянно конфликтуют. Это мешает развитию не только Таллинна, но и всей Эстонии.

Я вижу, что в Таллинне возможна разумная коалиция, которая прекратит политиканство и начнет спокойно управлять городом. Поэтому я буду баллотироваться на выборах. В том числе, чтобы сделать Таллинн одной из демократических столиц.

Вы действительно верите, что Сависара можно победить?

Разумеется. Если народ решит, что с него довольно Сависаара, то это возможно. Я уверен, что как эстоно-, так и русско­язычные избиратели устали от постоянного противостояния. Власть центристов опирается на иллюзию, что только Центристская партия представляет и защищает в Таллинне интересы русскоязычных избирателей.

В действительности Центристская партия наносит вред русскоязычным избирателям, поскольку противопоставление только вносит отчуждение и раскалывает общину.

Как вы намерены одержать победу в Таллинне? С какой программой?

Для меня на первом месте по значимости стоит не ликвидация МуПо и даже не ремонт разбитых дорог, который, судя по счетам автомастерских тоже, конечно, важен. Намного важнее изменить менталитет в Таллинне.

Пора найти путь, который объединит и примирит таллиннцев, а также государство и город, город и сельские регионы. Уверен, что из-за постоянных стычек между Таллинном и государством Эстония теряет не менее одного процента ВВП.

Это означает, что…
Государство не дает Таллинну денег, так как здесь у власти Центристская партия. Дело зашло так далеко, что евродотации сознательно выводятся из Таллинна, и хотя в этом есть своя регионально-политическая логика, за этим кроется партийно-политический подтекст.

Таллинн проводит какую-то свою политику, касающуюся налогов и кредитов, и тратит деньги на выяснение отношений с государством. Ведь для чего все эти квазигосударственные структуры, вроде своей полиции, телевидения и учреждений, дублирующих государственные.

В Таллинне должно быть меньше партийной политики, для этого у нас есть Рийгикогу, Таллинн должен заниматься делами города, и подход к делам нужен открытый, дружелюбный, инновационный и непопулистский.

Но ведь вы сами тоже партийный кандидат.

Да, конечно, я партийный кандидат, но в моем списке баллотируется немало разум­но мыслящих людей. Таллинн — такое странное место, это из-за особенностей эстонской политики: здесь нынешняя оппозиция пытается проводить партийную политику, а коалиция, т.е. Центристская партия играет по другим правилам.

Таллинн стал системой одной партии, островом тоталитарной и автократической политики в Эстонии, для которой характерна совершенно иная политическая культура.

Разумеется, все мы, даже в партиях, ругаем мелочность эстонской политики, критикуем выяснение отношений между собой и несговорчивость в Рийгикогу и в других местах. Но это в общем и есть демократический парламентаризм. Медленный, подчас беспомощный, но живой.

В Таллинне нет политики в классическом смысле. Есть, конечно, споры в городском собрании. Оппозиция изо всех сил выкладывается, чтобы побудить горуправу к политическим дебатам. Но, к сожалению, это не имеет ни малейшего влияния на управление городом. Нужен свежий воздух.

Козырем Центристской партии является политика, ориентированная на русскоязычное население...

Центристская партия вообще не проводит в городе никакой политики, за исключением политики, направленной на то, чтобы удержаться у власти. Это значит, что при назначении на должность нередко играет роль партийная принадлежность. В руководстве городом партийная политика должна остаться в горсобрании, а чиновники должны быть прежде всего специа­листами.

Отстаивая внешне интересы русскоязычного населения, проводят политику изолированности русскоязычной общины. Сегодня русскоязычный таллиннец является избирателем Центристской партии и в политике Эстонии не участвует. Конечно, в этом во многом виноваты и другие партии, ведь, честно говоря, ни мы, ни кто другой даже не пробовал вести диалог с русской общиной. И я намерен изменить это.

Нельзя сказать, что Центристская партия не сделала ничего хорошего для Таллинна. Многие горожане счастливы, что в Таллинне бесплатный общественный транспорт.

Конечно, хорошее тоже есть. Как эксперимент бесплатный общественный транспорт, по крайней мере технически, очень хорошо организован. И он нравится горожанам. Но это не значит, что таковым он будет всегда. В Эстонии должно быть единое налоговое и экономическое пространство, и почему вся Эстония должна оплачивать привилегии жителей одного города?

Бесплатный общественный транспорт, может быть, экономически и возможен, но только в том случае, если никого не дискриминируют. С одного краю кастрюли не сваришь более вкусного супа.
Кто войдет в вашу команду?

Я сейчас как раз и занимаюсь составлением активной команды. В партии много людей, которые годами активно участвовали в таллиннской политической жизни, например, два прежних мэра города.

Но чтобы стать членом моей команды, не обязательно быть членом партии, прежде всего надо быть деятельным, имеющим интерес и охоту к учебе, предприимчивым человеком. Вопрос ведь не в том, чтобы быть способным управлять городом, а в том, чтобы делать это на высочайшем европейском уровне.

Между прочим, международный успех Таллинна мог бы быть более существенным, чем до сих пор. Сейчас город пользуется имиджем эстонского э-государства и открытой экономической среды.

Насколько больше можно было бы сделать, если бы государство и город сумели синхронизировать свои внешние сношения для создания синергии — правительство поддерживает создание рабочих мест в городе, а город действует в интересах всего государства.

Например?

Хорошим примером тут является инициированная несколько лет назад Юри Ратасом великолепная идея зеленой столицы Европы. В Европе процесс зеленой столицы уже получил хорошее развитие, а в Таллинне о нем почти забыли. Последняя информация об этом на сайте Таллинна относится к началу 2012 года.

Там мы не найдем даже информации о том, какие столицы в последние годы называли зелеными. Правительство Эстонии никогда особенно не поддерживало эту идею, поскольку это проект центрис­тов. Прискорбная, мешающая развитию ситуация.

Сависааровская хитрая тактика — соблазнять и атаковать конкурента одновременно.

Вызывает сожаление, что в эстонской политике боятся признать, что политический конкурент сделал что-то хорошее. У меня по этому поводу нет никакого комплекса. Если центристы сделают что-то хорошо, то это ведь здорово. Другое дело, что они стараются делать вещи за счет кого-то, а это уже совсем другая тема.

Что IRL сделала бы лучше центристов?

У IRL стратегические вещи всегда получались лучше тактических. В отношении государственности и жизненно важных для народа вопросах мы всегда занимали твердые позиции и стабильно защищали национальные интересы.

Наши промахи тоже хорошо известны: нечистые способы увеличения численности партии и раздача видов на жительство на непонятных основаниях, нашим промахом было и то, что мы попробовали заняться популизмом, чего мы попросту не умеем.

Это Центристская партия у нас бесспорный чемпион Эстонии по популизму. Стратегические цели центристов, по крайней мере для меня, всегда были расплывчатыми.

Ведь само по себе, без какого-либо контекста строительство русской православной церкви в Ласнамяэ дело, безусловно, богоугодное. Понятно, что таллиннские православные благодарны. Я также понимаю, какова стратегическая цель этого проекта для Кремля. А вот какова цель Центристской партии в этом деле, остается мне непонятным, поскольку я не хотел бы думать, что они преследуют чьи-то чужие стратегические цели. Тактическая цель, т.е. получение голосов на выборах, ясна и понятна.

Taллиннский мэр мог бы общаться с мэрами крупных городов соседних государств. Например, с Петербургом или Москвой. В России вы объявлены в розыск, как вы представляете такое общение?

С мэрами Петербурга и Моск­вы намерен общаться с большим удовольствием. Что касается объявления меня в розыск в России, то Таллинну больше подходит мэр, которого разыскивают российские, а не эстонские следственные органы. Кроме того, времена меняются, думаю, что будущая Россия будет в той же степени гордиться моим так называемым объявлением в розыск, как домашним арестом Андрея Сахарова.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх