Незаконная продажа лекарств в ЭP не исчезла

Ханнели Руди
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Если человек покупает лекарства незаконным путем, он сознательно рискует.
Если человек покупает лекарства незаконным путем, он сознательно рискует. Фото: Михкель Марипуу

«По выходным в Пайде работает временный рынок, там одна женщина продавала лекарства из России, и я пошла узнать, откуда она их взяла и как осмеливается продавать», — привела пример аптекарь из Пайде Кай Киммель.


По ее словам, она даже вступила с женщиной, говорящей по-эстонски, в небольшую словесную перепалку, поскольку последняя хотела знать, по какому праву честность ее бизнеса ставится под сомнение. Киммель позвонила в Департамент лекарственных препаратов, однако там ей порекомендовали связаться с полицией. «Но какая от этого польза, если они прибудут на место, когда ее там уже не будет», — призналась аптекарь.

Молодежь не покупает лекарств из-под полы
Как заверили в Департаменте лекарственных препаратов, одним из мест, где из-под полы торгуют лекарствами, произведенными в России, являются именно рынки. Так, в мае пярнуская полиция конфисковала незаконно ввезенные в нашу страну лекарства и занимается этим вопросом вплотную.

Несколько лет назад заведующий йыхвиской аптекой Хейго Притс принимал участие в одном из подобных рейдов и помогал устанавливать, какие препараты являются пищевыми добавками, а какие — лекарствами.

По его словам, тогда незаконно продаваемые лекарства конфисковали мешками. При этом он признает, что по сравнению с прежними временами сейчас продавать такие лекарства стали все же меньше. «Молодежь уже не доверяет лекарствам, продаваемым из-под полы.

Люди поняли, что от этого зависит их здоровье. Это не топливо, которым заправляют автомобиль», — сказал он. По словам Притса, скорее уж можно услышать, что доверия нет даже к тем произведенным в России лекарствам, продажа которых в Эстонии разрешена.

«Пенталгин, цитрамон, анальгин, пирацетам, мазь Вишневского — вот основные российские лекарства, которые пользуются спросом», — сказала Киммель. По словам опытного аптекаря, эти препараты ищут, в основном, люди более старшего возраста, выросшие в советское время. — «Молодежь ими в основном не интересуется, разве только за исключением мази Вишневского», — добавила она.

Одной из причин запрета на продажу в аптеках Эстонии лекарств, пользующихся у людей спросом, является наличие вредных побочных явлений, связанных с их приемом. «В составе пенталгина и пирацетама три-четыре действующих вещества, и существует мнение, что чем больше в препарате действующих веществ, тем больше будет побочных явлений», — пояснила Киммель. Она добавила, что подобные лекарства наносят вред печени.

В качестве второй причины аптекарь назвала то, что многие российские производители лекарств не могут предоставить результаты соответствующих исследований, которые в Евросоюзе требуются для регистрации лекарственных препаратов.

По словам заведующего инспекционного отдела Департамента лекарственных препаратов Герта Клаасена, в аптеках можно продавать только те лекарства, которые получили разрешение на продажу, но вышеназванные препараты подобного разрешения не получили.

Для его получения производитель должен доказать действенность препарата, его безопасность и качество. Кроме того, проверен на соответствие определенным требованиям должен быть и сам процесс производства лекарств. Производитель, отвечающий за разрешение на продажу и выполнение требований к качеству, также должен находиться в Европейском Союзе.

По словам Клаасена, наибольшая часть незаконно продаваемых лекарств продается из рук в руки, в том числе и на рынках. «Незаконные лекарства, происхождение или производитель которых неизвестны, в аптеки не попадают», — заверил он.

Чиновник отметил, что время от времени в Департамент лекарств поступают сигналы о том, что на рынках или в киосках продаются российские лекарства. При проверке преобладающая часть таких сообщений оказывается несостоятельной, и зачастую выясняется, что продаваемые под видом таблеток препараты лекарствами вовсе не являются.

«В то же время проблема существует», — признает он. Департамент лекарств также совершал контрольные закупки на рынках и выявлял незаконно продаваемые лекарства. В дальнейшем расследованием подобных случаев занимается полиция.

На вопрос, почему Департамент лекарств не рекомендует людям покупать произведенные в России лекарства, если их нет в аптеке, Клаасен ответил, что проблема заключается не только в российских лекарствах, а в том, что покупать лекарственные препараты нужно в легальных аптеках.

Существует целый ряд опасностей
«При покупке лекарств на рынке или с рук существует целый ряд опасностей, поскольку речь идет не об обычном товаре», — подчеркнул специалист. По его словам, цепочка поставок (производитель — оптовый продавец — аптека) и сам процесс продажи строго регулируются, и это делается по многим причинам.

Одной из причин служит требование гарантий, что лекарства имеют необходимый срок хранения и дойдут до покупателя при соответствующем качестве.

«Для получения разрешения на продажу лекарства его производитель проводит исследования относительно сроков и условий хранения, Департамент лекарств их оценивает, и уже на этом основании на упаковке пишется срок годности, а в инфолистке к препарату — условия его хранения», — пояснил он.

С момента прибытия лекарств на предприятие оптовой продажи за сохранность их качества несет ответственность уже данное предприятие, которое должно регулярно контролировать процесс организации транспортировки и условия хранения лекарств.

Когда лекарство оказывается в аптеке, за его соответствие требованиям ответственность несет уже сама аптека.
«После продажи лекарства в аптеке дальнейшая ответственность ложится на плечи пациента — лекарство необходимо хранить и принимать именно так, как это описывается в инфолистке к препарату», — подчеркнул чиновник.

Если человек предпочитает покупать лекарства незаконным путем, например на рынке, то, по оценке Клаасена, он сознательно рискует.

«Он не может быть уверенным в происхождении лекарства, его качестве и в том, имеется ли в нем какое-либо действующее вещество вообще или его наличие в требуемом количестве», — заверил специалист.

Совершая такие покупки, нельзя быть уверенным и в том, что соблюдались условия хранения лекарства, препарат годен к употреблению, а надпись на упаковке соответствует его содержимому.

Комментарии
Copy
Наверх