Более 40 процентов идавирусцев считают, что «ключом» к повышению привлекательности региона послужит создание новых рабочих мест и развитие предпринимательства, а вот на пресловутое развитие туризма и улучшение имиджа Ида-Вирумаа в этом плане ставку делают менее 10-ти процентов.
Для идавирусцев развитие туризма - дело десятое
Акцент на создании рабочих мест делает 41 процент населения, 18 процентов считают, что жизнь в Ида-Вирумаа станет привлекательнее, если привести в порядок здешние дороги, 9 процентов - если развивать туризм. 8 процентов находят, что регион станет привлекательнее, если поменять стиль управления в государстве или местных самоуправлениях, столько же указывают на необходимость развивать здешние возможности для образования и досуга. Благоустройство, состояние природы и качество различных услуг, вообще, в ряду ценностей у идавирусцев «аутсайдеры» - их считают важными, соответственно, 7, 6 и 5 процентов. Про интеграцию как фактор улучшения жизни в Ида-Вирумаа вспоминают и вовсе единицы. Всё это выяснили авторы исследования «Оценка социально-экономического влияния добычи и переработки сланца». Оно было проведено центром политических исследований «Праксис» по заказу Союза самоуправлений Ида-Вирумаа («IVOL») и при поддержке центра экоинвестиций Эстонии.
Зависимость, которую надо использовать для независимости
Сланцевая промышленность уже многие годы остаётся крупнейшим работодателем для Ида-Вирумаа - в отрасли заняты 7-8 тысяч человек, чей брутто-доход составляет порядка 75 миллионов евро в год, явствует из исследования. Прибыль сланцевых предприятий - около 130 миллионов евро в год. В 2011 году государство получило за счёт «коричневого золота» 33 миллиона в качестве дивидендов. Кроме того, вокруг стержневой отрасли действует множество обслуживающих её предприятий - годовой оборот таких услуг равняется 300-330 миллионам евро.
Но не всё так однозначно прекрасно. Например, хоть Ида-Вирумаа и промышленный, энергетический регион, средняя зарплата здесь ниже среднереспубликанской. По мнению исследователей, потому, что в структуре рабочей силы есть уклон в сторону работников с низким образовательным уровнем, и это требует развивать переобучение и дополнительное обучение. Сами кадры сланцевой отрасли стареют (в энергетике доля людей в возрасте 49 лет и старше превышает уже 43 процента), а у молодёжи эта отрасль непопулярна. Закрытие в 90-е годы ряда шахт и карьеров, взлёт безработицы показали, что Северо-Восток в некотором смысле оказался монофункциональным и ему нужна серьёзная альтернатива сланцевой промышленности. В то же время, среди факторов, которые ограничивают альтернативное развитие, исследование отмечает те же самые влияния сланцедобычи - множество подработанных территорий и земель со сланцевыми запасами. Также порядка 63-64 процентов населения считают, что добычу и переработку сланца следует сохранить в нынешнем размере или даже увеличить.
- Сегодня у Ида-Вирумаа очень сильная зависимость от сланцевой промышленности. Если эта промышленность будет сворачиваться, то региону может быть нанесён большой урон. Здесь нет другого решения, кроме как диверсифицировать экономическую деятельность, найти возможности для развития различных альтернативных видов, - призывает думать пусть о сравнительно далёком, но всё же будущем руководитель проекта исследования Катрин Пихор (на снимке).
«Праксис», в частности, рекомендует увеличить долю направляемых в Ида-Вирумаа сумм с налогов на природопользование, точно определить участки, где в ближайшие 30-50 лет будет вестись сланцедобыча, разрешить активную экономическую деятельность и жилищное строительство на землях с пассивными запасами сланца, составить полный обзор влияний сланцевой отрасли и увеличить затраты из «природных» налогов на смягчение этих факторов. В регионе также надо провести специальное исследование влияния сланца на здоровье людей.
Ранее сделанное не помогает
- Мы уже делали все вещи, которые исследователи рекомендовали для повышения привлекательности региона. Построили концертный дом, спортхолл, инвестируем в школы… Но это не помогает, - скептически воспринял презентацию отчёта помощник старейшины Йыхви по вопросам развития Велло Юхков, оговорившись, правда, что с полным текстом исследования надо ещё познакомиться детальнее.
«Не помогает» - это, по словам Юхкова, значит, что различные демографические прогнозы для Йыхви всё равно остаются негативными. То есть «меры по развитию жизненной среды» принимаются, а очереди из желающих переехать в центр Ида-Вирумаа или остаться здесь не видно. Одна из проблем Юхкову видится в том, что молодёжь не может купить себе жильё, и ей можно было бы предлагать возможность его арендовать, в том числе создавая специализированные молодёжные общежития, где были бы и столовая, и прачечная. Необходимо также всерьёз разобраться с состоянием и перспективами подработанных земель, и здесь действительно нужно больше реальной помощи от государства.
Плата за ресурсы поступает в «сланцевые» самоуправления уезда в размере 12 миллионов евро в год. Однако председатель «IVOL» и глава одной из таких «сланцевых» волостей - Вайвараской - Вейкко Лухалайд полагает, что поводов для зависти тут нет. На одной чаше весов - эти 12 миллионов, на другой - подоходный налог работников сланцевого сектора, поступающий в местные бюджеты, это 10 миллионов в год. По словам Лухалайда, цифры сопоставимые и поступления уравновешены, то есть одно самоуправление получает отчисления за право вести на его территории сланцедобычу, а горняки, чьи подоходные налоги идут в бюджет, живут в другом.
Что касается исследования, то Лухалайд признал, что принципиальных открытий в нём не сделал, а на вопрос - почему же тогда уже известные вещи, или, как говорили раньше, «имеющиеся резервы», не были задействованы ранее - ответил, что, во-первых, многое забирает себе государство, а во-вторых, даже для использования возможностей региона не всегда есть политические договорённости на местном уровне.
Какими будут следующие за исследованием шаги? Вейкко Лухалайд сказал, что при союзе самоуправлений имеется фонд окружающей среды, донорами которого до сих пор были «сланцевые» самоуправления Ида-Вирумаа, а вскоре, возможно, в пополнении фонда будут участвовать и крупнейшие сланцевые предприятия. Если это получится, то «IVOL» будет ставить вопрос и о создании фонда для Ида-Вирумаа при Центре инвестиций в окружающую среду. Планируется начать также проект по картографированию всех опасных для людей и природы бывших объектов сланцедобычи и переработки.