Летние мероприятия будут впредь без табачного дыма

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Нынче на фестивале Õllesummer еще можно было свободно покурить, но в будущем на мероприятиях под открытым небом такой возможности не будет.
Нынче на фестивале Õllesummer еще можно было свободно покурить, но в будущем на мероприятиях под открытым небом такой возможности не будет. Фото: Jelena Rudi

Европейские требования и ужесточение табачной политики в Эстонии направлены на защиту здоровья детей и молодежи, поэтому из продажи стали исчезать сигареты с ментолом.

В Европе много говорится о том, что для того, чтобы сделать курение менее привлекательным, нынешние предупреждающие надписи на пачках сигарет необходимо заменить, как это уже сделано в Австралии, отталкивающими предупреждающими картинками, которые время от времени надо менять, чтобы они не превратились в рутинное подобие обоев. Вдобавок стоит ликвидировать и сигареты с ментолом.

Министр социальных дел Таави Рыйвас признался, что во время председательства в ЕС Ирландии табачная тема стала для министров здравоохранения Европы вопросом номер один. Договоренности относительно суровой директивы достигнуты, надо полагать, она вступит в силу через год, и тогда для того, чтобы очистить прилавки магазинов от сигарет с ментолом будет введен трехлетний переходный период.

Будут решать на местах

«Логика тут такая, что ароматические добавки, скрашивающие неприятный вкус табака, делают курение более привлекательным для молодых, несовершеннолетних. Исследования показывают, что дети начинают приобщаться к курению именно с сигарет с ментолом», — отмечает Рыйвас.

Эстония и сама разрабатывает новый документ в сфере табачной политики, однако, по словам Рыйваса, предвкушение принятия новой европейской директивы немного сбило темп работы над ним. Тем не менее уже осенью министр хотел бы приступить к обсуждению в правительстве положений т.н. Зеленой книги и ожидает поддержки со стороны других министров.

«Совсем запретить курение невозможно, хотя есть страны, которые хотели бы этого, — говорит Рыйвас. — Однако личная ответственность людей всегда останется в силе. Ведь курение это посягательство не только на свое собственное здоровье, но и на здоровье других».

По его словам, в рабочей группе по Зеленой книге уже обсуждалась возможность предоставить местным самоуправлениям право решать, а не запретить ли вообще курение на мероприятиях под открытым небом.

«Чтобы если в Тарту идет спектакль под открытым небом «Лотте», то власти города могли бы принять решение запретить на это время курение на тартуском Певческом поле, — поясняет Таави Рыйвас. — Лично я считаю это очень разумным предложением».

Такой же подход обсуждается и в отношении многочисленных троп здоровья: гуляющим там людям должно быть запрещено курить.

Министр признал, что каждый шаг не может регулироваться на уровне государственной политики, людям следует самим принимать разумные решения. Он напомнил о том, какие жаркие споры о запрете курения в ночных барах и ресторанах разгорелись в 2004 году, а сейчас мы считаем это вполне нормальным.

Может быть, стоит открыть для табачных изделий специальные магазины, как это сделано в некоторых странах Европы?

«Эта идея не стала преобладающей в рабочей группе, — признает Таави Рыйвас. — Более серьезно мы рассматриваем возможность перевести в магазинах торговлю табачных изделий в отдельный отдел, как сделано с алкоголем».

Представители эстонской ассоциации производителей табачных изделий и продавцы сигарет считают дискуссию по поводу введения в Эстонии новых правил исключительно вялой. Генеральный директор торгово-промышленной палаты Майт Пальтс полагает, что относительно столь принципиальных изменений государство должно более тесно, чем прежде, сотрудничать с представителями торговли.

«В отношении Зеленой книги табачной политики союз торговцев был единственный, кого привлекли со стороны предпринимателей в рабочую группу. Другие предприниматели не были привлечены, хотя на начальной стадии это и обещали сделать», — отмечает Пальтс.

Компромиссов не искали

Задним числом Зеленая книга все же была передана на отзыв, но Пальтс считает это скорей формальным вовлечением, чем реальным стремлением выяснить, какие существуют проблемы, обсудить их или найти компромиссы.

«На наш взгляд, это одна из самых больших проблем в данном процессе, которая никак не сочетается с соблюдением добрых традиций, — считает Пальтс. — Такое впечатление, что привлечения в этот процесс предпринимателей, по сути, панически избегали, чтобы не надо было отвечать на возникающие с их стороны вопросы».

По мнению же Рыйваса, рабочая группа была во всех отношениях представительной. По его словам, при разработке европейской директивы за основу было взято общее правило Всемирной организации здравоохранения (WHO), согласно которому с производителями табачных изделий переговоры не ведутся.

«Я очень долгое время был связан с акцизной политикой, принимал решения, которые были не по душе производителям табачной продукции, — говорит Рыйвас. — В период кризиса в силу необходимости мы сознательно повысили табачный акциз. Ведь этого налога можно избежать, проявив человеческое здравомыслие, поэтому в некотором смысле он является самым мягким налогообложением. И тогда, я помню, с производителями можно было прекрасно обсуждать детали закона».

В расчете на перспективу

Пальтс совершенно не стал оспаривать, что стремление формировать у людей привычки и повысить сознательность молодежи — это положительные моменты, при этом нет сомнений в важности всех шагов, направленных на борьбу с нелегальным рынком.

«Сами по себе предприниматели не видят ничего дурного в утверждении подобного политического документа, который был бы сбалансирован, основан на анализе и рассчитан на долгое время, а при его составлении были бы задействованы все причастные стороны и обсуждены проблемы по существу, — подчеркивает Майт Пальтс. — Ведь надо признать, что предпринимателям, связанным с табаком и алкоголем, из года в год приходилось сталкиваться с тем, что при составлении в конце года госбюджета принималось решение, что для получения дополнительных средств необходимо поднять акцизы именно на их продукцию. И на адаптацию у предпринимателей оставалось очень мало времени, всего лишь какие-то месяцы. Имеющаяся долговременная перспектива была бы, несомненно, положительным явлением, однако она должна быть серьезной, обоснованной и подходящей конкретно для Эстонии».

Один вопрос

Какие риски или проблемы для предпринимателей вы видите в связи с тем, что вследствие ужесточения табачной политики в торговых сетях ожидаются серьезные изменения?

Майт Пальтс

генеральный директор

торгово-промышленной палаты

Один из самых больших рисков — непродуманное и легкомысленное введение ограничений, которые могут повлечь увеличение расходов как для торговцев, так и для производителей. Ограничение на демонстрацию торговых марок с введением одинаковых упаковок одного цвета и перевод торговли, так сказать, под прилавок, вероятно, станут наиболее существенными ограничениями, в которых мы видим проб­лемы. Если у производителей нет возможности делать знаки различия на продукции, экспонировать в местах продажи торговую марку или информацию, связанную с товаром, то речь идет о существенном ограничении принципов свободной конкуренции.

Круг отдельных проб­лем связан и с контрабандной торговлей. Уже сейчас ее доля в разных регионах Эстонии очень велика. Наивно было бы полагать, что увеличение акциза или введение ограничений помогло бы смягчить эту проб­лему. Скорее, стоит опасаться, что эта проб­лема еще больше обострится, что, в свою очередь, вызовет воп­росы по поводу без­опасности продукции и преступной деятельности, а также доходной части госбюджета.

Комментарии
Copy
Наверх