Ковальчук продырявил НХЛ

, журналист
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Континентальная хоккейная лига уже достигла такого уровня, что в ней теперь согласен играть даже такой хоккеист, как Илья Ковальчук (в центре на заднем плане).
Континентальная хоккейная лига уже достигла такого уровня, что в ней теперь согласен играть даже такой хоккеист, как Илья Ковальчук (в центре на заднем плане). Фото: ИТАР-ТАСС/SCANPIX

Уход одной из самых ярких звезд хоккея Ильи Ковальчука из НХЛ и его переход в КХЛ, в петербургский СКА, может оказаться знаковым. Во всяком случае, Россия надеется, что отныне дверь будет открыта и в другом направлении: хоккеисты, играющие за океаном, станут переходить в КХЛ, и в хоккее на льду наступит двоевластие. Заокеанские деятели так не думают. Или просто делают безмятежный вид.

Четыре крупные американские спортивные лиги считают себя столь сильными, что победителю сезона присваивают и титул чемпиона мира. Титул оспорить трудно, ведь конкурировать с такими лигами, как NFL, MLB, NBA и NHL, крайне трудно. И все же, если другие лиги чувствуют себя уверенно, то положение NHL — Национальной хоккейной лиги — несколько поколебалось.

NFL — американский футбол: ни по уровню, ни по финансам остальной мир конкурировать не в состоянии.

MLB — бейсбол: деньги нашлись бы у японской профессиональной лиги, но самые лучшие в мире бейсболисты играют в США, их ряды пополняются за счет выходцев из Южной Америки.

NBA — баскетбол, уровень игры американцев несравненно выше, к тому же в других странах баскетбол не продается столь хорошо, как в США.

NHL — хоккей: в России и Европе в хоккей играют на довольно высоком уровне, и денег тоже хватает, благодаря чему уровень КХЛ — Континентальной хоккейной лиги — все ближе к уровню НХЛ.

На самом деле прошлогодним локаутом НХЛ сама себе оказала медвежью услугу. Безработные хоккеисты разъе­хались по всему миру, самые лучшие из них, отыграв половину сезона в КХЛ, пришли к выводу, что это их вполне устраивает. Уровень хоккея высокий, ледовые стадио­ны большие и новые, публика шумная и фанатичная, зарплаты приличные, платят даже больше, чем в НХЛ.

Ковальчук уже тогда хотел остаться дома, но вернулся в New Jersey Devils. А неделю назад он все же расстался с американским клубом.

Решение Ковальчука прос­то потрясло мир: русский сошел с ума, отказывается от 77 миллионов долларов, которые он получил бы по контракту, если продолжал играть в американском клубе в следующие 12 лет. Но мир не учитывает, что за четыре года на счет Ковальчука СКА перечислит большую сумму, чем заплатил бы хоккеисту New Jersey Devils.

Россия без налогов

Как утверждают, в СКА Ковальчук будет получать 15 миллионов долларов за сезон, то есть всего 60 миллионов долларов, однако есть одно но. Вот что сказала мама Ковальчука: «В НХЛ после локаута большие ограничения, половина зарплаты уходит на уплату налогов. На бумаге ты получаешь 10 миллионов долларов в год, а на деле — только три. В России на налоги уходит лишь 13 процентов, остальное кладешь в карман».

При этом, как утверждают, налоги за многих звезд платит сам клуб, так что если зарплата 15 миллионов, то 15 миллио­нов и получишь.

Звезды хоккея пока не рвутся вслед за Ковальчуком в Россию, но примеры того, как игроки, уровень игры которых выше среднего, покидают НХЛ, имеются, и это вполне может стать тенденцией. Максим Афиногенов, Лео Комаров, Ансси Салмела, Брент Сопел, Александр Радулов, Николай Жердев, Александр Бурмистров и еще целый ряд хоккеистов за последнее время сменили «прописку», некоторые молодые хоккеисты, отобранные во время драфта в НХЛ, пока не собираются туда переходить. Но это еще не тянет на завоевание мира.

Генеральный менеджер клуба КХЛ «Салават Юлаев» Олег Гросс поделился в российских СМИ мнением о противостоянии с НХЛ. Как он считает, пришло время показать заокеанским деятелем их мес­то: «В 1972 году мы разбили миф о непобедимости канадского хоккея, теперь нужно побить НХЛ финансовыми ресурсами».

Как говорит Гросс, в последние годы все больше молодых европейских хоккеис­тов уезжает играть в низшие заокеанские лиги, а россияне пошли по пути слепого копирования НХЛ.

«Канада и США выкупают у Международной хоккейной федерации право проводить раз в два года чемпионаты мира среди молодежных команд, и тем самым «воруют» юные мозги. Мы воспитываем игроков, вкладываемся в них, а затем НХЛ забирает их. Где справедливость? Почему мы должны играть по правилам НХЛ? — считает Гросс. — Сегодня мы пошли по пути слепого копирования — драфты, потолки зарплат и так далее. На мой взгляд, это не выгодный нам путь. Тот же потолок зарплат в свое время помешал, например, «Салавату» забрать у НХЛ еще одного-двух наших мастеров. Если у ряда самых мощных клубов КХЛ есть возможность пригласить Евгения Малкина или Павла Дацюка, то они обязаны это делать. В девяностые годы наши клубы прошли через копеечные гонорары, полугодовые задержки зарплат, банкротства, рэкет. Если наш хоккей выжил в те тяжелейшие времена, то теперь нам сам бог велел вес­ти себя активно».

К сожалению, оптимисты пребывают в явном меньшинстве, поскольку КХЛ может похвалиться только двумя суперзвездами, Ковальчуком и Радуловым, все остальные играют в НХЛ, и деньги — единственное, чем Россия может их привлечь. Но обстоятельства могут и измениться.

Как сказал в прошлом звездный хоккеист Алексей Ковалев, Россия всеми силами пытается вернуть былую славу советского хоккея: «Нынешние козыри — это деньги, низкие налоги и игра на довольно хорошем уровне», — считает он.

Нижнекамск не Майами

Русским и играющим на среднем уровне европейцам вполне достаточно денег и игры, но для того, чтобы привлечь в КХЛ североамериканцев, требуется нечто большее: новые ледовые стадионы, хорошо развитая инфраструктура, ведь Магнитогорск и Нижнекамск никогда не дотянут до уровня Нью-Йорка или Майами, новые «Боинги» вместо выработавших свой срок и падающих самолетов ТУ, тем более что в самолетах хоккеистам приходится проводить достаточно много своего времени.

«Если хочешь зарабатывать и сосредоточиться на игре, то КХЛ — самое подходящее мес­то, — говорит отыгравший два года в «Витязе» канадец Рид Симпсон, заработавший в России 400 000 долларов, в НХЛ в лучшем случае он заработал бы 500 000. — В США налоги, развлечения и прочее. В России нет налогов, и деньги тратить особенно не на что».

В то же время ради высоких заработков хоккеистам приходится мириться с недос­татками. Поговаривают о боссе омского «Авангарда», который после поражения команды любит наведаться в раздевалку и, размахивая пистолетом, орать на игроков. Иностранцы с трудом привыкают и к двухмесячным сборам накануне сезона, к тому, что перед домашними играми ночевать приходится на базе клуба, где отсутствует элементарный комфорт.

Многие игроки, игравшие в КХЛ, рассказывают и о финансовых проблемах — о том, что зарплаты задерживают, деньги платят наличными, а не перечисляют на счет. Некий канадский хоккеист на условиях анонимности рассказал в американских СМИ о том, как ему сунули пакет с долларами, напутствовав, что он может делать с деньгами что пожелает.

«Россия не то место, где можно разгуливать по улицам с пакетом денег, — отмечает этот хоккеист. — Перевес­ти деньги в Канаду оказалось делом нелегким».

Глава КХЛ Алексей Медведев не отрицает, что проблемы существуют, но они решаются. «Конечно, уровня НХЛ мы еще не достигли, — признает он. — НХЛ существует сто лет, КХЛ только пять. Какой была НХЛ на пятом году существования? Наверняка не столь сильной, как сейчас. КХЛ — отличная лига, и дела в ней идут все лучше».


Будущее КХЛ зависит от нефти

Континентальная хоккейная лига (КХЛ) создала собст­венную систему подготовки юниоров, при необходимости используются услуги зарубежных судей, проводится реновация ледовых арен, планируется деятельность профсоюза спортсменов, продаются телевизионные трансляции матчей в пару десятков стран… Одним словом, КХЛ развивается.

Только вот все хоккейное хозяйство в России возложено на плечи государственных фирм, например компании «Газпром». Сами клубы в состоянии заработать лишь одну десятую часть необходимых средств.

«Если цена на нефть достигнет 200 долларов за баррель, КХЛ развернется по всей Европе, она сможет приобрести себе всех лучших мировых хоккеистов, — полагает швед Андерс Хедберг, бывший хоккеист НХЛ, который сейчас занимается поисками новых талантов. — Если же цена на нефть упадет до 30 долларов, КХЛ прекратит существование».

Исполнительный директор КХЛ Вячеслав Фетисов, сам в прошлом звезда хоккея, остается оптимистичным: «Все меньше молодых европейцев и россиян устремляется в НХЛ. Через несколько лет в мире будет две великие хоккейные лиги, и НХЛ придется обходиться только североамериканцами, лучшие из которых тоже играют именно у нас». РМ

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх