Разговоры об «энергетической независимости» ослабляют суверенитет Латвии. Такое революционное заявление сделал в интервью газете Diena экономист банка DNB Петерис Страутиньш. «Должен признать, что я сам, хоть и давно, поддерживал идею об энергетической независимости Латвии. Несмотря на то, что это словосочетание абсурдно, его успешно используют некоторые политики и журналисты, когда им нечего сказать, считает экономист Страутиньш.
Экономист: идея энергетической независимости ведет к бедности
-В современной экономике, чтобы обеспечить самое простое материальное благополучие, Латвия не сможет обойтись без сотрудничества с остальным миром. Какого черта в отрасли, составляющей 4% от ВВП страны — и это примерно столько же, сколько у бизнес-услуг, которые многие и за отрасль не воспринимают — нам вдруг нужно пытаться быть самодостаточными? Под покровом этих красивых призывов возлагается дополнительное бремя на домашние хозяйства, что снижает привлекательность Латвии, как места для жизни и для бизнеса, и стимулирует эмиграцию. Апеллирование к «энергетической независимости» в прямом смысле ослабляют суверенитет Латвии», передает портал tvnet.lv.
По мнению Страутиньша, Министерству экономики сейчас приходится нелегко. Классический пример этого был, когда Сейм объявил о снижении и окончании поддержки малым ГЭС и ветряным электростанциям, которые построены уже давно и себя окупили. Это решение вызвало сопротивление «нескольких влиятельных людей».
Реклама
«Есть правовая защита производителей электричества, а есть правовая защита потребителей электричества, -- сказал он. -- Если ты вложил миллионы латов в создание завода, считаясь с наполовину непонятной ценой на электроэнергию, это все равно... что возле проходной на твоем заводе вдруг кто-то другой начнет собирать уплату за въезд и выезд с заводской территории. Тут не может быть абсолютной правоты одной из сторон, надо искать компромисс. Думаю, что, в целом, Министерство экономики движется по правильному пути, и не надо слушать демагогию, что мы субсидируем российский Газпром. Мы субсидируем и продолжим это делать — и от этого никуда не деться — создание новой, современной системы энергетики. Можно дискутировать о том, была ли стоимость проекта ТЭЦ-2 завышенной, но само решение по ТЭЦ-2 — в отличие от других решений в латвийской энергетике — не было глупым».
Страутиньш не берется определить, в какой мере нововведения повлияют на тарифы на электроэнергию.
«Это трудно точно высчитать, но ясно, что их воплощение будет тормозить этот рост. И потому, что конечный потребитель будет платить меньше за уже установленное производство энергии, и потому, что будет меньше соблазна создавать новые станции. Если мне скажут, что в результате предложений заморозятся новые проекты на восстанавливаемых ресурсах, я могу сказать только: очень хорошо!
-- убежден он.