Дорогие мои хомяки

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Продавец-консультант Алексей Митрофанов демонстрирует фотографу еженедельника того самого злосчастного хомяка по 45 центов за метр.
Продавец-консультант Алексей Митрофанов демонстрирует фотографу еженедельника того самого злосчастного хомяка по 45 центов за метр. Фото: Тоомас Хуйк

Владельцы небольшого бизнеса в столице жалуются, что зачастую не понимают требований, которые Таллиннский департамент предпринимательства предъявляет к наружной рекламе магазинов, мастерских и других предприятий, продающих товары или услуги. Углубившись в проблему, «День за Днем» убедился, что сегодня провести четкую границу между поборами и законными требованиями  способен разве что суд.

Наталии Логачевой принадлежат два зоомагазина. Тот, что в Ыйсмяэ, работает больше года, ласнамяэский открыли в ноябре, но с визитом чиновников Департамента предпринимательства Наталия столкнулась впервые. Как рассказывает Логачева, главный специалист отдела местных налогов департамента Михаил Яковлев сфотографировал торговый комплекс на Линнамяэ теэ со всех сторон, после чего уведомил сотрудников зоомагазина, что красочные картинки, которыми украшены окна торгового помещения, а также раскладная вывеска у дверей являются наружной рекламой, за которую необходимо платить по 45 центов в день за квадратный метр.

Логачева поинтересовалась, с каких это пор изображения забавных животных, рыболова и горной речки считаются рекламой, ведь на картинках нет ни ценников, ни торговых марок. «Он сказал, что хомяк у нас на дверях – это реклама корма, рыбак снят с удочкой, а удочка – это реклама рыболовного снаряжения. А речку, говорит, я вам так и быть прощу, приходите на прием, поговорим». Эта речка Логачеву особенно возмутила, поэтому вместо департамента она отправилась на прием к юристу – проверить, насколько обоснованны требования чиновника, а тем более такой избирательный подход к одинаковым по своей сути плакатам.

Все пожрал хомяк

Юрист Данил Липатов из бюро «Прогрессор» сомнения директора магазина разделил. «Наша позиция в данном вопросе заключается в следующем: художественное оформление витрин и входа в магазин не может подпадать под действие Закона ЭР о рекламе и постановления Таллиннского горсобрания № 44„Рекламный налог в Таллинне“,  так как оно не несет рекламной информации. В то же время содержание информационного стенда, расположенного у входа в магазин, могло вызывать спорное толкование. И с целью достижения правового мира, по согласованию с клиентом, было принято решение не вступать в спор, а изменить информационное содержание стенда.  Принципиально можно было спорить и по данному пункту, но мы исходили прежде всего из вопроса минимизации расходов клиента».

Спорную раскладную вывеску с надписью «Рыбалка, товары для домашних животных» Логачева убрала, а по поводу картинок на окнах составила вместе с юристом письменное возражение, которое направила в Департамент предпринимательства.

«День за Днем» побывал на месте и удостоверился собственными глазами: пейзажей и фотографий милых зверушек, коими украшены окна магазина, в Интернете пруд пруди. Такие животные в зоомагазине не продаются. Торговую марку удочки на картинке могли бы установить разве что эксперты-криминалисты из детективных сериалов, простому смертному это точно не по силам, а за корм худо-бедно сойдет разве что веточка зелени в зубах у зайца. Не иначе все остальное, точно по анекдоту, пожрал тот самый, так дорого обошедшийся владельцам хомяк.

Кстати, в одном здании с зоомагазином расположен ломбард, вывеску которого украшают сундук с золотом и шикарная карета. Однако, как заверил по телефону корреспондента «ДД» представитель ломбарда, заплатить за эти сокровища чиновники никогда не требовали.

С бору по побору

Наталия Логачева в своих претензиях к Департаменту предпринимательства не одинока. «День за Днем» наугад обзвонил целый ряд небольших предприятий в том же Ласнамяэ и убедился, что сплошь и рядом бизнесмены не понимают, из каких правил исходят чиновники. Но именно из-за расплывчатости предъявляемых требований спорить отваживаются немногие. Как сказал «ДД» владелец одной автомастерской: «Я считаю, что это поборы, но утверждать однозначно ничего не могу».

Руководитель Союза малых и средних торговцев Наум Мухин говорит, что у членов его организации вопросы к департаменту возникают постоянно. «Кампании проходят волнообразно, требования все время меняются. Когда-то мне запрещали на ценниках зачеркивать старую цену и писать рядом новую, а теперь это норма – на этом вся торговля держится. Одно время были проблемы с плакатами Cocа-Соla и других прохладительных напитков на окнах продуктовых магазинов, но часть плакатов так и осталась висеть – и как-то все рассосалось. Какую-то рекламу разрешали вешать с уличной стороны, но запрещали с наружной. Вы не понимаете разницы? Вот я тоже нет. Теперь почти исчезли уличные вывески-треугольники у кафе и магазинов, которые вы встретите в любом европейском городе. Два-три года назад перед Вальпургиевой ночью и Днем защиты детей со дня закрывали алкогольные магазины. Малый бизнес у нас просто душится, а ведь на нем стоит вся Европа!»

По поводу случая с зоомагазином Мухин иронизирует: «О том, что хомяк – это реклама, вообще смешно говорить. Так мы дойдем до того, что изображение носорога в Таллиннском зоопарке – это реклама Сависаара». Если продолжить мысль предпринимателя, то становится страшно – каких только политиков не рекламирует задарма наш зоопарк!

Автор этой статьи честно ознакомилась со всеми правовыми актами, на которых город основывает налогообложение рекламы, и должна сказать, что яснее ситуация от этого не стала. Как, впрочем, и после общения с представителями Департамента предпринимательства.

Михаил Яковлев, проверявший магазин Наталии Логачевой, в своем ответе на вопросы еженедельника ссылается на то же самое постановление № 44, что и юрист Данил Липатов. «В соответствии с постановлением, рекламой, помимо прочего, считается информация, которая раскрыта в любом общедоступном виде за деньги или бесплатно, с целью увеличения объемов продажи услуг и увеличения объемов продажи товаров.

Иллюстрации на окнах магазина преследуют ту же самую цель и выполняют ту же функцию. Разница состоит лишь в том, что если на раскладной вывеске реклама отображена в словах, то на окнах информация изображена в картинках. Исходя из определения понятия рекламы, информация, отображенная в картинке, тоже является рекламой.

Реклама не обязательно должна передаваться посредством букв или слов, также может быть передана посредством абстракций, иллюстраций, картинок, фотографий, рекламных видеороликов и даже светодиодов (к примеру, LED-экраны).

Следует учитывать, что на картинке или иллюстрации не обязательно должен быть изображен конкретный товар или услуга. Ошибочным является мнение, что в случае если на картинках изображена модель удочки, которая не продается в магазине или, к примеру, есть иллюстрация кошки и собаки, но щенков и котят магазин не продает, то информация не является рекламой. В данном случае иллюстрации и картинки передают нам информацию о типе товаров и услуг, предлагаемых магазином, а это является рекламой», – уверяет главный специалист отдела местных налогов.

Вопрос «ДД», чем хомяки «рекламистее» сундука с золотом на вывеске ломбарда, Яковлев оставил без комментария, сославшись на статью 26 Закона о налогообложении, которая предписывает защищать тайну налогообложения.

Коллега Яковлева Денис Газизулинпоясняет, что санкции чиновники стараются применять лишь в крайнем случае: «Выявлением нарушений в расчете и уплате рекламного налога Департамент предпринимательства занимается ежедневно. Мелкие нарушения и недочеты выявляются инспекторами еженедельно. В ходе налогового делопроизводства налогоплательщику всегда предоставляется возможность добровольно исправить недостаток. Санкции применяются в меньшинстве случаев. В качестве распространенных нарушений можно выделить неподачу налоговой декларации или подачу позже срока, а также занижение налогооблагаемой ценности. В соответствии с положениями п. 3 ст. 10 Правил благоустройства города Таллинна, установщик наружной рекламы и носитель наружной рекламы обязан согласовать наружную рекламу или необходимый для экспонирования наружной рекламы носитель с управой соответствующей части города».

По словам чиновников, все чаще предприниматели предпочитают обращаться за консультацией в департамент еще на стадии проектирования рекламы, что можно только приветствовать.

А суть – в суд

Между тем сложностей в трактовке постановлений Таллиннского городского собрания и законов в области рекламы это не убавляет. Опрошенные нами рекламные агентства и юристы говорят, что случаев, когда Таллинн в области налогов и штрафов действует на дурачка, в их практике было предостаточно. Крупные магазины, у которых есть штатные юристы, сомнительные требования чаще всего отфутболивают сразу, а вот среди мелких предпринимателей далеко не каждый отважится артачиться. А может быть, зря?

Консультирующий редакцию юрист Юри Асари из бюро Invictus, лицо в данном ситуации совершенно незаинтересованное, говорит, что судебная практика помогла бы городу и бизнесменам разобраться в очень многих спорных моментах. «В конечном итоге решить, кто прав, а кто виноват, может только суд. В течение 2012  года административным судом было принято около 10 решений, которые затрагивают именно вопрос превращения обозначения в рекламу. Эти дела касались прежде всего того, что Департамент предпринимательства Таллинна рассматривает в качестве рекламы и нейтральную информацию  или экспонирование торговой марки в зависимости от того, в каком месте находится данная информация, а также каким образом она экспонирована. Хотя, в соответствии с постановлением, экспонирование коммерческой информации освобождено от налога на рекламу. Отсюда и мое мнение: если город Таллинн не изменит своего мнения – можно обращаться в суд. Может, это даст возможность точнее определиться, что является рекламой, а что – оформлением витрин», – говорит Асари.

Тем же предпринимателям, которые предпочтут заплатить, он советует по крайней мере извлечь из признанных рекламными площадей максимум пользы: «Можно изменить изображение так, чтобы оно однозначно содержало коммерческую информацию – например: „Хомячки разные начиная с … евро“, „Снаряжение для рыбака начиная с … евро“и т.д. И в отношении воды можно не мелочиться, раз уж будете делать изменения. Написать цену бутылки минеральной воды.  А то и впрямь можно посчитать, что „реклама“призывает купить реку целиком».

По данным Департамента предпринимательства, в последние годы суд принимал решение в пользу бизнесменов примерно в 10% случаев. Но это в суде. А как сказал корреспонденту «ДД» один из столичных чиновников в частной беседе, «в 95% случаев с предпринимателем стараются договориться до суда, ведь идти в суд департамент тоже не заинтересован».

Упаси нас бог подозревать, что в данном случае в слове «договориться» кроется какой-то двойной смысл, но, как нам представляется, если бы требования городских постановлений были простыми и ясными, договариваться чиновникам и бизнесменам пришлось бы гораздо реже.

Комментарии
Copy
Наверх