В этом году исполнилось тридцать лет с того дня, когда офицер-десантник Михаил Румянцев погиб при исполнении воинского долга в Республике Афганистан. Это случилось 14 февраля 1983 года. А 14 августа ему исполнилось бы 56 лет.
Ветераны ВДВ и одноклассники отдали дань памяти Михаилу Румянцеву
Из документов «Боевого братства»:
«Румянцев Михаил Васильевич, старший лейтенант воздушно-десантных войск, зам. начальника штаба мотострелкового батальoна.
Родился 14.08.1957 в Эстонии в городе Силламяэ. Русский. В Вооруженные силы СССР призван 12.07.1974 года. Окончил Рящанское Высшее Воздушно-Десантное Командное училище. В Республике Афганистан с февраля 1982 года.
Участвовал в бою по блокированию группы мятежников в кишлаке Ходжадкох. 14.02.1983 в критической ситуации старший лейтенант Румянцев возглавил взвод, который с ходу атаковал противника, пытавшегося прорваться из окружения. Воины под командованием старшего лейтенанта Румянцева, действуя смело и решительно, вывели из строя большое количество живой силы и огневых средств противника, но сам офицер-десантник, ценой своей жизни спасший боевых товарищей, в этом бою погиб. Награжден орденом Красной Звезды (посмертно). Похоронен в поселке Синимяе Ида-Вируского уeзда Эстонии. Его именем названа улица родного города. Ежегодно, в день рождения и день гибели Михаила, воины-афганцы, десантники и одноклассники собираются вместе, чтобы почтить его память и поддержать маму - Зинаиду Михайловну».
Бывший в тот год капитаном, а теперь – генерал-майор, профессор Военно-медицинской Академии Санкт-Петербурга, член Германского Госпитального общества Владимир Сидельников в одну из годовщин гибели Михаила Румянцева вспоминал тот день, когда Михаил ушел в бессмертие.
"Была боевая операция. Нас десантировали в район населенного пункта Картатут. Необходимо было осуществить серию разведывательно-поисковых действий и засаду на караванном пути. В районе десантирования, как потом оказалось, было около двухсот бандитов. Вертолет, в котором мы летели, был подбит, и вынужден был нас высадить раньше назначенной цели. Мы попали в окружение и стали прорываться. При этом у меня трое солдат были ранены. Мы уничтожили троих бандитов, взяли у них оружие и под огнем, который велся со всех сторон, стали выдвигаться в населенный пункт. Здесь и заняли вокруг мечети позицию.
Нас было одиннадцать человек, два пулемета, две радиостанции. Заняли круговую оборону, начали вести переговоры с нашими основными силами, которые находились примерно в 450 метрах от нас в районе крепости. В итоге нас начали со страшной силой атаковать, мы приняли бой. Заняли круговую оборону вокруг мечети. К нам пробились три "наших" афганца. Стали открывать мечеть, а в ней тоже укрывались "духи", и мы оказались в огневом мешке. В таком очень тяжелом положении мы двенадцать часов вели бой. На все наши призывы оказать нам помощь огнем, ответ был один: мол, держитесь, держитесь. А уже многие были ранены, убиты. Миша Румянцев — заместитель начальника штаба десантно-штурмового батальона на свой страх и риск взял два ящика пулеметных патронов 7,62 и ящик автоматных патронов 5,45, гранаты, питание к нашим радиостанциям. И один эти 450 метров черед сплошь боевые порядки противника прорвался с боем, доставил нам боеприпасы и таким образом нас спас. Вдобавок он предпринял попытку штурма, при которой и был убит. Пуля ему попала в голову. Ему было 26 лет".
Третий тост
В среду 14 августа вечером ветераны воздушно-десантных войск, участники боевых действий в Афганистане, родные и одноклассники Михаила Румянцева, собрались у его памятника, установленного на могиле героя. После возложения венков и цветов все поехали к маме Михаила – Зинаиде Михайловне.
За столом прозвучали слова: "Сегодня, когда мы слышим, что на войну отправляются миротворцы, мы, родственники и друзья погибшего в Афганистане офицера, по-другому воспринимаем такие известия, чем те, кто не хоронил близких, погибших на чужбине. Мы желаем миротворцам выжить при выполнении своей миссии. Мы не хотим, чтобы где-то на земле звучало слово "война".
Ветераны «советского» Афганистана, знающие, что такое смерть боевых товарищей, не делят афганцев на «своих» и «чужих». Они с болью воспринимают каждое известие о том, что уже в нашит дни очередной «груз 200» приходит в Эстонию. По русской традиции они наливают погибшим поминальную стопку, накрывают ее кусочком черного хлеба. И поднимают третий тост. Молча.
Вот и в День рожденья Михаила ветераны ВДВ из Союза десантников Эстонии «Свирь» подняли третий тост за всех, кто не вернулся с боевого задания. И за брата Михаила, честно выполнившего свой долг и ценой своей жизни спасшего подчиненных – молодых солдат.
Боевое братство десантников — это постоянная память. Это забота друг о друге. Это как бы и искупление своей вины перед матерями павших за то, что они остались живы, а их сыновья — ушли в вечный затяжной прыжок.