Нарву разрисовывают — по ночам и украдкой

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Сегодня граффити считается одной из актуальных форм художественного самовыражения молодежи по всему миру.
Сегодня граффити считается одной из актуальных форм художественного самовыражения молодежи по всему миру. Фото: «Виру Проспект»

Сегодня граффити считается одной из актуальных форм художественного самовыражения молодежи по всему миру. Но зачастую рисунки на стенах домов рассматриваются не как вид уличного искусства, а как вандализм и угроза городскому имуществу. Подобная опасность не обошла и Нарву, пишет «Виру Проспект».

Практически на каждом шагу в городе можно встретить дом, над которым потрудились райтеры (граффити-художники). Тем не менее, главный архитектор Нарвы Пеэтер Тамбу считает, что «в Нарве проблема не столь страшна, как её рисуют. По сравнению с более крупными городами здесь граффити присутствуют не в таком большом количестве».

Как бороться с «мазнёй» на стенах?

Но что делать с теми зданиями, которые оказались подпорчены «наскальной живописью» подрастающего поколения? В большинстве стран мира нанесение граффити на чью-либо собственность, в том числе и городскую, без разрешения владельца считается актом вандализма и карается по закону.

«В Эстонии борьба с граффитистами ведётся на основании государственных законов. Если здание, на которое нанесено граффити, является частной собственностью, городские власти ничего предпринять не могут. Собственник самостоятельно решает, как бороться с этой напастью и стоит ли вообще с ней бороться. Заставить хозяина убрать со стен своего здания граффити город просто не имеет права», - говорит главный архитектор Нарвы.

Стоит отметить, что в Великобритании согласно закону об антисоциальном поведении, британские городские советы имеют право принимать меры против владельцев испорченного имущества. Так обычно происходит с владельцами зданий, которые не убирают граффити и другие виды загрязнений с защитных щитов.

Конечно, в большинстве случаев собственникам зданий самим не нравится «народная живопись», которая красуется на стенах их имущества. В отдельных случаях всё это тщательно закрашивается, но через какое-то время граффити появляются здесь снова.

Фёдор Овсянников, владелец особнячка по адресу Тулевику 6-6а, в котором располагаются магазин «Юнона», пункт обмена валюты, а также несколько офисов малых фирм, не против граффити как таковых, если изображение заключает в себе какой-то смысл, выглядит эстетично и выполнено качественно. Но вот к рисункам на своём здании относится негативно.

«Естественно, я очень плохо отношусь к тому, что на стенах моего здания постоянно рисуют малолетние „художники“, - говорит Фёдор Овсянников. - Приходится постоянно всё закрашивать. Причём это достаточно затратно. На одну стену в среднем уходит 200-300 евро, а если испорчена не одна стена, и того больше. Если бы это были качественные, красивые рисунки - куда ни шло, но ведь это сплошная мазня. Взять, к примеру, эту свинку: кошмар! А народу нравится. В любом случае, это частная собственность и надо спрашивать разрешения владельца, прежде чем что-то на ней рисовать».

Однако рисуют не только на зданиях частников, достается и муниципальному фонду. А почему не принимаются меры в этом случае?

«Что касается городских зданий, здесь стоит сказать о том, что город элементарно не справляется, ведь за ночь райтеры могут разрисовать целый дом, - отвечает Пеэтер Тамбу. - В других городах Эстонии: Тарту, Таллинне, существуют программы по созданию специальных площадок для нанесения граффити. В Нарве же это бесполезно, так как не даёт результатов: уличные художники и без нашей помощи справляются».

«Сложно объяснить горожанам на том примере, который они наблюдают, что это один из видов современного искусства, и что его из минуса можно обратить в огромный плюс внешнего облика города. К тому же, на реализацию каких-либо проектов необходимы деньги, а у города даже на небольшие и насущные дела средств не всегда хватает», - добавляет главный архитектор.

Есть с кого брать пример

Действительно, в Нарве творения местных райтеров никак нельзя отнести к числу того, чем можно было бы гордиться. Подавляющая часть городских граффити бессодержательна, неграмотна, неприлична, к тому же не отличается высоким качеством и «ляпается» где ни попадя.

На стенах нарвских домов самое частое явление - хэштеги (подпись «художника»). Они выполнены однотонной краской из баллончика и зачастую за ними стоят 12-14-летние пацаны, у которых нет опыта в нанесении качественных граффити и учиться им не у кого, потому что более старшие граффитисты, умеющие создавать серьезные образцы этого искусства, уезжают учиться или работать в крупные города. А потому при имеющейся ситуации ничего серьёзней «настенной мазни» в Нарве в ближайшее время мы не увидим.

«Уличные художники, в большинстве своём, неформалы. А они, как известно, не терпят какого-то управления собой и организованности. Мы пытались собрать их в команды и предоставить им временные щиты для того, чтобы ребята могли рисовать. Но, как правило, на назначенные встречи приходили единицы. Остальные предпочитали остаться инкогнито и продолжать разукрашивать дома несанкционированно», - говорит директор Нарвского молодёжного центра Анна Коновалова.

Между тем, положительных примеров решения этой проблемы хватает - например, в российских городах. В Санкт-Петербурге проходит ежегодный международный форум граффити Meeting Of Styles. А в Екатеринбурге традиционно в первые выходные июля проводится международный фестиваль стрит-арта «Стенография». С 2010 года в Перми выделяются специальные площади на общественных зданиях и сооружениях для согласованного размещения граффити.

А вот в английском Страуде выделили целые зоны, где граффитчики имеют право рисовать. Эти зоны включают в себя подземные тоннели, парковки и стены, на которых вне зависимости от того, согласовано это с владельцами имущества или нет, можно поупражняться в граффити. Правительство Санкт-Петербурга предоставляет возможность самым талантливым райтерам расписывать стены домов на законном основании, при условии согласования эскизов. Так пару лет назад на одном из домов северной столицы России появилась иллюстрация к «Алым парусам», что моментально сделало дом неофициальной достопримечательностью города.

А что мешает?

Но почему бы и нарвитянам не перенять положительный опыт своих соседей?

«Я сомневаюсь, что квартирные товарищества захотят раскрашивать свои дома граффити. И дело здесь не столько в их художественных пристрастиях, сколько в деньгах, - считает Анна Коновалова.- Баллончики с краской - достаточно дорогое удовольствие, а на стену дома их потребуется не один и не два. Поэтому товариществам будет проще просто покрасить всё краской, чем использовать граффити. А бетонных заборов, которые можно было бы отдать уличным художникам под рисование, у нас просто нет, как нет и других мест для граффити. Поэтому я не вижу перспективы радикального решения этой проблемы. Так неужели жителям города Нарвы придётся любоваться «наскальными художествами» всё время и поделать с этим ничего нельзя?»

Утешительного ответа на этот вопрос мы пока не услышали. Но ясно одно: здесь всё зависит от того, появятся ли у города финансовые возможности и желание для развития этого вида искусства? Немаловажно также, захотят ли горожане относиться понимающе к граффити и райтерам, разрешать им расписывать свои дома, при условии, что это будут качественные изображения. От этого в конечном итоге будет зависеть — станет ли культура граффити развиваться в Нарве законно или подпольно. И будет ли развиваться, а не распространяться.

Ключевые слова

Наверх