Райво Варе: почему Россия именно сейчас наседает на Украину?

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Райво Варе
Райво Варе Фото: SCANPIX

Россия пытается повлиять на элиту Украины, чтобы не допустить подписания соглашения о зоне свободной торговли между Евросоюзом и Украиной, однако капитаны экономики Украины не сдаются. Почему они не уступают Кремлю, объясняет предприниматель и политический обозреватель Райво Варе.

Украина вновь на распутье. Двигаться ей на Запад или же оставаться на Востоке? Именно этот вопрос решается сейчас как в Киеве и Брюсселе, так и в Москве. Везде по-своему. Почему же именно сейчас? Ведь уже в ноябре на саммите Евросоюза в Вильнюсе должно быть подписано соглашение между Украиной и ЕС об ассоциации и зоне свободной торговле, которое формально определит направление развития экономики и общества страны. Именно это послужило подоплекой того, почему возник формально экономический конфликт с Россией. 

События вокруг Украины наглядно демонстрируют возвращение столь характерной для текущего момента геополитики. Не случайно Збигнев Бжезинский заявил о том, что без Украины Россия никогда больше не сможет стать империей.

Россия и Запад ведут в Украине игру с нулевой суммой. При этом Киев попытался выиграть свой «большой шлем», балансируя между двумя полюсами и рассчитывая получить льготные предложения от каждого. Похоже, время сидения на двух стульях прошло.

Евросоюз предлагает Киеву прежде всего экономическое сотрудничество и развитие общества, базирующееся на европейских ценностях. Несколько более завуалированно и мягко за этим просматриваются и гарантии суверенитета и безопасности Украины.

Кремль предлагает держащийся на православии каркас основных ценностей московской патриархальности, сотрудничество в сфере безопасности и энергетическую зависимость. Предлагает общий рынок товаров посредством нынешнего Таможенного союза и будущего Евразийского экономического союза (в котором доминирует Россия). Предлагает сохранение модели управления, которая устраивает элиту постсоветских стран, ставящей во главу угла свои экономические интересы.

Если к НАТО народ относится по преимуществу скептически или же негативно, то что касается Евросоюза, то отношение к нему совсем другое. А среди элиты установка на сотрудничество с Европой скорее даже преобладает.

Ключевая роль в принятии решения - у политической и экономической элити Украины. Стоит напомнить, что для Украины характерно тесное переплетение обоих сегментов элиты. Именно туда и уходят корни развязанной Россией нынешней экономической войны. Россия пытается влиять на ход событий, используя экономические интересы украинской элиты, то есть так, как она действовала и раньше в разных странах бывшего Советского Союза.

Если же Украина движется в направлении либерализации таможенного режима с ЕС, то страны Таможенного союза должны будут подумать о защитных мерах, заявил президент России  Владимир Путин. Его советник по экономике Сергей Глазьев рубанул прямо, что тогда Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана должен будет ужесточить таможенные процедуры для Украины и прекратить с ней свободную торговлю.

 

Как это могло бы выглядеть, и было продемонстрировано в середине августа, когда на российской границе без предупреждения для украинских товаров был введен режим тотального контроля, который практически застопорил весь экспорт Украины в Россию. Отметим, что для того, чтобы ни у кого уже не осталось никаких сомнений, Глазьев повторил, что замедление движения украинских товаров на границе является «превентивной мерой» против заключения договора с ЕС.

Если ранее Россия устраивала газовую, сырную, нефтяную, транзитную и прочие  «войны», призванные продемонстрировать Украине необходимость держаться России, то в конце прошлого года страсти накалились донельзя. До этого у Киева были некоторые иллюзии по поводу того, что, возможно, удастся как-то совместить зону свободной торговли с ЕС и условия возглавляемого Россией Таможенного союза. Кремль не спешил рассеивать эти иллюзии, при этом время от времени инициируя вышеназванные «войны». 

И вот, наконец, выяснилось, что это все-таки невозможно. Президент Виктор Янукович в декабре в последний момент, сославшись на технические недоработки (после телефонных переговоров  с Жозе Мануэлем Баррозу), отказался от поездки на саммит в Москву, где должны были быть подписаны условия присоединения к Таможенному союзу. Помимо всего прочего такое поведение стало личными оскорблением президенту России.

Целых полгода продолжалось сглаживание последствий. По словам министра иностранных дел Украины, они не столько заинтересованы в интеграции в Таможенный союз, сколько в том, чтобы избежать дезинтеграции с ним, поскольку доля стран, входящих в Таможенный союз, во внешней торговле Украины составляет 36 процентов, или более 60 млрд долларов.

Россия тоже успокоилась, Кремлю показалось, что «фактор Тимошенко» не позволит подписать соглашение с ЕС и тут уж время будет работать на Россию. Но в июне стала просачиваться информация, что Германия и некоторые другие страны все же готовы подписать соглашение. Вдобавок Тимошенко дала понять из тюрьмы, что ее несправедливое заточение не должно стать препятствием для заключения соглашения, имеющего для Украины принципиальное значение.

Это заставило Кремль действовать. По данным СМИ, в срочном порядке было созвано совещание на высшем уровне, чтобы разработать план по воспрепятствованию подписания соглашения с ЕС.

Говорят, что предложения были подготовлены под началом того самого Сергея Глазьева. К делу был привлечен и глава пророссийски ориентированной организации с говорящим названием «Украинский Выбор», близкий Путину человек, юрист, владелец состояния более чем в 400 млн долларов Виктор Медведчук, сотрудничавший в свое время как с прежними президентами Украины Кравчуком и Кучмой (глава его аппарата), так и с кандидатом в президенты Януковичем (возглавлял его избирательный штаб).

 

В конце июля состоялось еще одно примечательное событие – празднование в Киеве 1025-летия Крещения Руси. Не затрагивая иных аспектов этого события, отметим лишь публичную оплеуху, которую Путин отвесил принимающей стороне, заглянув к ней всего на пятнадцать минут, а затем отправившись на организованный Медведчуком круглый стол на тему преимуществ объединения Евразии в сравнении с Европейским Союзом.  

В это же самое время первой ласточкой в реализации нового плана Москвы стала остановка под эгидой Таможенного союза ввоза продукции украинской конфетной империи Roshen. Расследования, проведенные другими странами Таможенного союза, не подтвердили российских оснований для запрета, но это уже ничего не меняло.

Почему именно конфеты? Потому что Roshen принадлежит миллиардеру Петру Порошенко, занимающему в списке богатых людей по версии Forbes 953-ю строчку, а в Украине 6-ю в рейтинге по богатству. Порошенко - влиятельный парламентарий, бывший министр иностранных дел и министр экономики, председатель совета Центробанка Украины, а также собственник машиностроительных предприятий и, что главное, владелец ТВ 5 - одного из ведущих в эпоху оранжевой революции информационного канала и горячего сторонника европейского курса. При этом он один из немногих беспартийных олигархов в политике, который в свое время стоял за президентом Виктором Ющенко и был союзником премьер-министра Юлии Тимошенко.

Итак, тем самым был дан сигнал как лидерам оранжевого лагеря, так и «семье» президента Януковича, которого для начала не тронули, что отказ от Таможенного союза и чересчур рьяная поддержка соглашения об ассоциации с ЕС украинскими СМИ это нехорошо и обойдется, например, Прошенко в 17 млн долларов убытков ежемесячно. К этому надо добавить потерю налогов государством и доходов других причастных лиц – до конца года приблизительно 125 млн долларов. После того как конфетная история получила широкий общественный резонанс по всем каналам, приступили к следующему этапу - тотальному пограничному контролю.

После активных запросов со стороны Украины и переговоров, в том числе и телефонных бесед с премьер-министром и даже президентом, режим смягчили, что позволило сделать хорошую мину при плохой игре и заговорить о каких-то разногласиях на техническом уровне… Премьер-министр Николай Азаров по сути объявил о перемирии.

При этом незамеченной осталась реакция украинских СМИ, многие из которых входят в сферу влияния олигархов. Медиа обвиняли Россию и защищали курс на Европу. Плюс ко всему многие принадлежащие олигархам предприятия заявили, что на всякий случай прекращают поставки в Россию. Самый известный пример здесь «Запорожсталь» – один из крупнейших в Европе и наиболее конкурентоспособный металлургический комбинат, который принадлежит богатейшему человеку в Украине, занимающему 47-ю строчку в рейтинге Forbes, миллиардеру и главному спонсору президента Януковича Ринату Ахметову.

 

Капитаны экономики не отступают. Почему? Видимо, им, несмотря на грядущие потери, все-таки выгоднее «пойти в Европу». Хотя они и потеряют на этом пути в конкурентоспособности и продажах, но сохранят свое влияние и свои бизнес-империи.

При вступлении в Таможенный союз есть опасность лишиться своего бизнеса под натиском российских конкурентов, которые уже показали, что они способны захватить целые отрасли экономики в других странах Таможенного союза, и которых политически поддерживает государство. Войдя в систему, противостоять такому натиску сложно, о чем свидетельствует опыт соседней Белоруссии. Поэтому, выбирая из двух зол, они предпочитают меньшее зло.

Учитывая предпочтения большинства избирателей, да и просто тот факт, что демонстративный нажим со стороны огромного соседа непереносим, мнение политической элиты также склоняется в пользу Европы. Не говоря уже о том, что надо учитывать и неизбежное влияние экономической элиты. Уж если даже бизнес, которому грозят потери десятков миллионов долларов в год, не желает сгибаться, то как же это могут сделать политики? Даже президент Янукович, считающийся промосковски настроенным, не может позволить себе такого накануне предстоящих выборов.

Думается, что это очередной просчет России, когда демонстративное экономическое давление с целью реализации политической воли дает совершенно противоположный результат. Объект давления вопреки всему осознает возможные потери и переориентирует свою экономику на являющийся крупнейшим мировым рынком Европейский Союз, как это в свое время произошло с странами Балтии.

В то же время в этом нельзя быть совершенно уверенным, поскольку в Балтии имели место и другие важные факторы, и не все из них имеют отношение к Украине. Это все-таки игра с нулевой суммой. Остается лишь согласиться с политологом Кармо Тюйром, который заявил в одном комментарии, что Украине следует воспринимать эту ситуацию не как несчастье, а как возможность. Эстония уже проделала этот путь.

Подобные препоны могут стать роковыми для конкретных фирм, болезненными для целых отраслей производства, но для экономики в целом такого рода ограничения могут стать настоящим благословением, поскольку это заставит переориентироваться и выйти на новый уровень.

 

      

Ключевые слова

Наверх