Вахер: полиция – это не штрафная машина

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Toomas Huik / Postimees

В интервью Postimees министр внутренних дел Кен-Марти Вахер рассказал о том, почему, осуществляя дорожный надзор, полиция наибольшее внимание уделяет серьезным нарушениям и назначает за них солидные штрафы.

Общество разделилось на две час­ти: одна половина считает, что Эстония — «штрафное государство», другая, что это явное преувеличение. Что думаете по этому поводу вы, господин министр?

На мой взгляд, утверждение, что Эстония объята штрафным угаром, чистой воды пустозвонство, не подкрепленное фактами. Реальность такова, что с начала прошлого года мы усилили дорожный надзор и сосредоточились на серьезных нарушениях, чтобы уменьшить количество тех, кто гибнет и получает травмы в дорожно-транспортных происшествиях.

Результатом этого стало снижение всех этих показателей. Зачастую причиной аварии становится умышленное нарушение правил дорожного движения, и полиция должна защитить людей от таких нарушений. Полиция ни в коем случае не является инструментом для выписывания штрафов, ее задача — уберечь жизни людей.

Подтверждают ли это цифры?

Подтверждают. Достаточно, например, сравнить количество дорожных нарушений в 2008 и 2013 годах. Если пять лет назад за семь месяцев у нас было зарегистрировано около 160 000 дорожных нарушений, то в этом году примерно 65 000. Так что нельзя утверждать, что в Эстонии взят курс на то, чтобы штрафовать всех без разбору.

Как раз наоборот — полиция действует более продуманно и исходя из анализа рисков. Государство поступает разумно и тогда, когда действия участников дорожного движения противоречат здравому смыслу. Разумное государство руководствуется интересами большинства, т.е. тех, кто не нарушает правила.

Однако наказания за нарушения ужесточились?

Да, с начала прошлого года практика наказаний стала более жесткой. Все больше ресурсов полиция направляет на обнаружение серьезных, а не мелких нарушений, и это подтверждает статистика. Все штрафы за нарушения, которые угрожают жизни человека, это езда в пьяном виде, игнорирование требований безопасности, значительное превышение скорости, увеличились почти на 30 процентов.

К незначительным нарушениям полиция проявляет меньший интерес, но он, конечно, присутствует. За небольшое нарушение чаще всего следует предуп­реждение.

Сотрудник полиции имеет право сам решить, как наказать нарушителя, руководствуясь степенью его вины, тем, как часто он допускал нарушения и, конечно, тем, сознает ли он свою вину.

Теперь, когда количество штрафов уменьшилось, пошли разговоры о том, что полиция не располагает ресурсами, чтобы осуществлять дорожный надзор.

На самом деле полицейских пат­рулей стало больше. Если в прошлом году их было 92, то в этом году 95. Так что утверждение не соответствует действительности.

Бытует мнение, что полиция, выписывая штрафы, пополняет бюджет. Действительно, зерно истины в этом есть, так как в бюджет всегда закладывается некая сумма штрафов, это прог­нозируемая часть доходной базы государства.

Сумма штрафов в этом году больше, чем в 2011 и 2010 годах. Рост обусловлен за счет серьезных нарушений, так как штрафы выросли. В этом году сумма, которую составят штрафы, будет около 11 млн евро. Ежегодно у нас регис­трируется около 200 000 административных нарушений, примерно 75% из них — нарушения, связанные с ПДД.

Еще раз повторю: полиция - это не штрафная машина, перед ней стоит задача обеспечить безопасное движение и разумную скорость на дорогах. Причиной более трети ДТП является неверно выбранная скорость движения.

Немаловажен и контроль за использованием средств безопасности, так как игнорирование их влечет за собой смерть — более 50% процентов аварий со смертельным исходом связано с тем, что погибший не был пристегнут ремнем безопасности.

Что касается утверждения, что во всем мире превышение скорости на 15 км в час не считается серьезным нарушением и за него не штрафуют, то могу сказать, что заявление это исключительно эмоциональное, непонятно на чем основанное. Ограничение скорости до 90 км в час разумно, оно действует во всей Европе.

Как идет борьба с теми, кто садится за руль в пьяном виде?

Доля водителей, садящихся за руль в пьяном виде, снижается. В течение года полиция проверяет на трезвость около полумиллиона водителей. По сравнению с 2011 годом мы увеличили количество проверяемых примерно в два раза. Мы хотим однозначно дать понять тем, кто любит садиться за руль в подпитии, что они обязательно попадутся. Статистика за 2012 год такова, что из всех проверенных водителей 1,74% были нетрезвы, в первые два квартала этого года — 1,3%. Судя по всему, предпринимаемые шаги, например, конфискация транспортного средства, принесли результаты.

Почему самая большая проблема в Южной Эстонии — пьянство за рулем?

Ситуация с этим в июне в Южной Эстонии была наиболее удручающей. Дело в том, что как раз в это время Налогово-таможенный департамент значительно усилил в этом регионе борьбу с контрабандным алкоголем.

Лишившись возможности разжиться контрабандным спиртным, так сказать, по месту жительства, люди отравлялись за спиртным. В июне в Южной Эстонии было зарегистрировано рекордное количество погибших на дорогах — почти половина всех смертей в республике.

Давайте поговорим о методах патрулирования. Не знаю ни одного человека, который бы одоб­рил засады на трассах. Неужели это обязательно?

40% территории Эстонии покрыто лесом, еще больше кустарником и рощами. Разве вопрос упирается в то, что полиция не может осуществлять дорожный надзор на лесных дорогах?

Если полицейский, осуществляя дорожный надзор, обеспечивает безопасность на дорогах, то почему мы должны быть против этого? Не вижу ничего плохого в том, если полицейские выбирают тактику исходя из того, как они понимают свои профессиональные обязанности.

Как вы прокомментируете ставший известным недавно случай: на дороге с неоживленным движением в кустах прятались четыре полицейских автомобиля с включенными двигателями, что подтверждает фотография.

По предоставленной мне информации, это была полицейская операция, и полиция выбрала место, руководствуясь анализом рисков. Поступало много жалоб, что на этом участке автомобили едут с превышением скорости. Недалеко находится школа, и на это жаловались учителя.

Перед началом учебного года полиция сочла нужным провести операцию, в ходе которой было задержано немало нарушителей. Полицейские автомобили оснащены техникой, для работы которой нужна энергия, по­этому на какое-то время, чтобы не сели аккумуляторы, двигатели включают.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх