Выработанный торфяник Вируского болота оживает

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Kuldar Kullasepp

Восстановление Вируского болота стало еще одним очень нужным и благотворным проектом, который воплощается в жизнь благодаря евродотациям. В рамках проекта голое поле фрезерного торфа на выработанном торфянике Вируского болота покроется болотными растениями. 

Координатор проекта Центра инвестиций в окружающую среду Ану Алтерманн и Катрин Кивиоя из отдела защиты природы Центра управления государственными лесами поясняют, что в конце 50-х годов прошлого века в северо-западной части Вируского болота были разработаны поля фрезерного торфа, на которых добыча торфа шла до 1985 года. Еще недавно в этих местах были просто голые торфяные поля, которые не покрылись растительностью естественным образом. Дренажная система фрезерных полей плохо влияет на граничащие с ними природные территории болот, а из-за разложения органических веществ на выработанных торфяных полях в отсутствие торфа с поверхности почвы выделяется углекислый газ. Поэтому лучшее решение, по оценке экспертов, - покрыть выработанное голое фрезерное поле площадью 37 гектаров болотной растительностью. 

Привести территорию в порядок надо было давно

«Сейчас занимающиеся добычей торфа предприятия обязаны после прекращение добычи привести территорию в порядок. В Эстонии необходимость восстановления фрезерных полей предписана, например, Законом о щадящем развитии, Законом о недрах и Законом о добыче полезных ископаемых. Фрезерные поля Вируского болота, расположенные на государственной земле, были оставлены еще в советский период. Так как эти фрезерные поля располагаются на территории Лахемааского национального парка и на территории европейской сети охраняемых территорий Natura 2000, то улучшение их экологическое состояния является приоритетной деятельностью», - поясняют Алтерманн и Кивиоя. 

В 1998 году по инициативе ученых Иститута экологии Таллиннского Педагогического универститета (сейчас Таллиннского универститета - Ред.) на фрезерном торфянике Вируского болота были начаты восстановительные работы - были закрыты и запружены канавы, но поскольку не были запружены водосборные канавы, то большого благотворного влияния на восстановление растительного покрова фрезерных полей эти работы тогда не оказали. 

В 2008 году недоходное объединение MTÜ Eesti Märgalade Ühing составило план по восстановлению фрезерных полей Вируского болота, и в том же году проектировочное бюро AS Projekteerimisbüroo Maa ja составило проект по рекультивации. Благодаря пособиям Евросоюза теперь будет восстановлена часть Вируского болота, пострадавшая от добычи торфа, и в результате будет уменьшена эмиссия в атмосферу углекислого газа. 

Благодаря пособиям ЕС сделано уже много

На вопрос, как и в каком объеме было получено пособие для восстановления Вируского болота, Алтерманн и Кивиоя отвечают, что все восстановительные работы были профинансированы через целевое учреждение Центр инвестиций в окружающию среду (Keskkonnainvesteeringute Keskus, KIK) из средств Европейского фонда регионального развития (Euroopa Regionaalarengu Fond (ERF); англ. - European Regional Development Fund. – Ред.). Бюджет проекта составил около 146 000 евро. У Эстонии еще немного опыта по восстановлению болот, и поэтому во многом благодаря пособию из Европейского фонда регионального развития стало возможным претворение в жизнь такого проекта. 

За счет средств Европейского фонда регионального развития сначала по проекту восстановления Вируского болота была заказана экспертиза. Были приобретены автоматические станции для отслеживания уровня воды, чтобы можно было следить за изменениями уровня воды на рекультивируемой территории. 

Было сооружено 26 перемычек, чтобы помешать оттоку вод из природного болота и чтобы удержать уровень воды на восстанавливаемой территории. Для перемычек использовали древесину, торф и геотекстиль. На фрезерных полях были выкопаны канавки, чтобы вода более равномерно распределялась по рекультивируемой территории.

На последнем этапе проводимых работ были высажены диаспоры мха сфагнума - для этого с четырех гектаров был снят окисленный слой мха, а затем территорию покрыли фрагментами сфагнума, который был взят за 16 км от Вируского болота. Чтобы его перевезти, сначала использовали кусторезы, затем сфагнум сложили в мешки, а доставив к Вирускому болоту, разложили по поверхности. Потом сфагнум покрыли соломой, чтобы поддерживать необходимую для роста растений влажность и температуру. 

Сфагнум пришлось высаживать вручную, свою лепту в это внесли участники толоки. Торф, снятый с территории перед посадкой сфагнума, использовали потом как наполнитель для осушительных каналов.

На восстановление болота требуется время

Алтерманн и Кивиоя отмечают, что сейчас все предусмотренные проектом работы выполнены. Однако успешность проекта нельзя оценить сразу после завершения работ, постройки запруд и плотин. Восстановления болота - это долговременный процесс, и результат проделанных работ будет виден лишь через несколько лет. 

«На прошлой неделе мы были на Вируском болоте, чтобы посмотреть, как там идут дела. Вообще-то для того, чтобы хорошо росли болотные растения, уровень воды должен быть выше. Но посеянный сфагнум рос! - рассказывает Кивиоя. - В условиях сухого лета и низкого уровня воды солома помогла сфагнуму сохранить влажность. Центр управления государственными лесами (RMK) обязательно планирует и в дальнейшем следить за уровнем воды, и если он не поднимется на нужный уровень, надо будет искать причины, почему это происходит, и, если потребуется, проводить какие-то дополнительные работы».

Как отмечает Кивиоя, восстановление болота требует много времени – на это может уйти даже пара десятков лет. После завершения восстановительных работ необходимо постоянно следить за рекультивируемой территорией, чтобы оценить результативность проделанных работ. Если выяснится, что сделанного недостаточно, придется вместе с проектировщиками и экспертами предпринимать какие-то меры, чтобы улучшить ситуацию. 

«Понятно, что фрезерные торфяные поля истощаются, и для добычи торфа приходится разрабатывать новые территории. Но в таком же объеме следует и восстанавливать территории выработанного, осушенного болота, создавая новые водно-болотные угодья, - подчеркивают Алтерманн и Кивиоя. - Растительность естественных болот связывает двуокись углерода, и большая часть связанного углерода аккумулируется в торф. Такие условия нам и необходимо создавать, к тому же покрытые растительностью территории выглядят более эстетично по сравнению с голыми фрезерными полями».

В Эстонии уже осуществлялись проекты по восстановлению болот. Благодаря средствам Европейского фонда регионального развития Центр управления государственными лесами осуществил работы по восстановлению водного режима на болоте Куресоо. 

Также при поддержке Европейского фонда регионального развития сейчас заканчивается строительство запруд для восстановления водного режима на территории в 41 гектар в ландшафтном заповеднике Азери - на болоте Ранну (Кестла), а также в Лахемааском национальном парке на болоте Хара, где работы осуществляются на территории около 100 гектаров. 

Работы по восстановлению естественного водного режима проводятся в этом году и в заповеднике Эндла: на пограничных участках болота с помощью запруд пытаются свести к минимуму влияние осушительных каналов. Эти работы будут продолжены и в следующем году.

Комментарии
Copy
Наверх