Cообщи

Цыганова: У меня многое изменилось

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Международный мастер Моника Цыганова с января работает в сфере, далекой от любимого вида спорта, но с шахматами не расстается.
Международный мастер Моника Цыганова с января работает в сфере, далекой от любимого вида спорта, но с шахматами не расстается. Фото: Артур Садовский

Завтра свое 40-летие отмечает Моника Цыганова — международный мастер по шахматам, тренер юных шахматистов. Однако основная ее работа сейчас — оператор дигитализации.





Неожиданно было услышать от вас по телефону, что вы можете встретиться не раньше шести, так как весь день заняты на работе. Вроде лето, каникулы.


У меня многое изменилось. К сожалению, финансирование детского спорта сильно урезано, и шахматная школа, где я работала тренером четыре года, больше не может платить мне зарплату. Пришлось искать работу. И я ее нашла, правда, к шахматам она не имеет отношения. Сейчас я работаю оператором дигитализации. Если коротко — занимаюсь переводом бумажных документов в электронные.



И с шахматами распрощались?


Нет. С сентября начну работу в академии Vabaet­tur. Но уже в свободное от работы время, по вечерам. Так же, как когда-то по вечерам вел занятия наш тренер в Доме пионеров моего родного Кохтла-Ярве, где я делала первые шаги в шахматах.



Сколько лет вам тогда было?


Одиннадцать. Довольно поздно начала. С шахматами я познакомилась в пионерском лагере в Нар­ва-Йыэсуу в 1980 году. Там был шахматный кружок, который вел Леонид Пелешев. Он посоветовал мне продолжить занятия дома. В Кохтла-Ярве я занималась у Элона Варика, через два года выполнила первый разряд, и тренер посоветовал мне отправиться в Талллинн.



В тринадцать лет?


Я поступила в спортивную школу-интернат. Русская девчонка с Северо-Востока попала в столичную эстонскую школу. Тогда это было исключительное событие. Говорят, до меня в эту школу двое русских поступали, задержаться смог лишь один.



А вы как справились?

Так была увлечена шах­матами, что даже не помню, чтобы были какие-то трудности. Жила в интернате, училась в школе и ходила в Дом шахмат на занятия к замечательному шахматисту и человеку Иво Нею. Так получилось, что с этим домом я связана по сей день. Работала там инструктором, тренером в прежней своей школе. Академия Vabaettur тоже здесь базируется. У Иво Нея я занималась до окончания школы, по­том тренировалась самостоятельно. Если вспоминать людей, которые мне помогали, то не могу не назвать еще оно имя — Леонид Роговой, первый профессиональный дипломированный шахматный тренер, которого я встретила.



Он с Украины, но давно живет в Германии, бывал не раз в Эстонии. Мне было уже 37 лет, когда мы познакомились, вроде бы уже давно сложившаяся шахматистка, тем не менее, Роговой дал мне очень много.



Теперь вы и сами тренируете детей.


Да, с 2005 года. Мне нравится их учить шахматам, и успехи есть. Лийна Тынсо и Георг Неро в этом году стали серебряными призерами чемпионата Эстонии в группах до 8 и 10 лет.



Вашим мужем был Олаф Ольман, первый тренер нашего легендарного конькобежца Антса Антсона, олимпийского чемпиона 1964 года.

Мы жили в гражданском браке. Разница в возрасте была велика, но мы понимали друг друга. Нас сблизил большой спорт, интерес к тренерской профессии, хотя Олаф занимался совершенно другим видом спорта. Дети носят его фамилию. Дочке 13 лет, сыновьям — 9 и 7.



Тоже играют в шахматы?


Играют. Большими спортсменами не станут (это по любому ребенку видно сразу), но занятие шахматами все равно пошло им на пользу. Я думаю, что все дети должны играть в шахматы. Умение логически мыслить, анализировать — это ведь очень важно в жизни.



Вы где-то еще учились?


В Политехническом ин­ституте. Но не доучилась, так что высшего образования у меня нет. Тогда по­шли результаты, два раза подряд попадала в финалы чемпионатов СССР, а они совпадали с сессиями. Я выбрала шахматы.



Вы давно достигли уровня международного мастера. Это ваш потолок или вы могли бы добиться большего при определенных обстоятельствах?


Однажды я выполнила и гроссмейстерскую норму. Но одного раза мало для получения звания, а повторить не получилось. Если бы начала заниматься шахматами раньше, если бы был персональный тренер... Можно долго гадать, если бы да кабы. Но я довольна своей карьерой, грех жаловаться.



Какие партии вам запомнились особо?


На шахматной Олимпи­аде 1994 года сыграла вничью с действующей чемпионкой мира китаянкой Се Цзюнь. Даже переживала, что не дожала ее, так как позиция у меня была выигрышная. Если бы смогла, и матч у китаянок мы выиграли бы. И там же была ничья с будущей чемпионкой мира Жужой Полгар из Венгрии. Это почетно, я ведь никогда не была профессиональным игроком. Замечу, что мы, эстонские шахматистки, наиболее значимых результатов добивались именно в командных турнирах.



Карьеру спортсменки вы еще продолжите?


С конца прошлого года, после Всемирной шахматной Олимпиады, не играла ни в одном турнире. Да и трудно это в связи с новой работой. Главное для меня сейчас — дети. И ученики, и собственные.



Моника Цыганова


·    Родилась 8 августа 1969 года в Кохтла-Ярве


·    Окончила Таллиннскую спортшколу-интернат — 1987


·    Международный мастер — 1991


·    9-кратная чемпионка Эстонии


·    Победитель международного турнира в Праге — 1988


·    3-е место в команде Эстонии на Спартакиаде народов СССР — 1991


·    6-е место в команде Эстонии на шахматной Олимпиаде — 1994


·    Инструктор Таллиннской шахматной школы и Дома шахмат им. П.Кереса — 1991-2003


·    Тренер шахматной школы Кайдо Кюлаотса — 2005–2009


·    Сотрудник фирмы Itella Information — c января 2009


·    Тренер шахматной академии Vabaettur — с июля 2009

Наверх