Упущенное преимущество Эстонии

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Эйки Нестор.
Эйки Нестор. Фото: Pm
Мифы Партии реформ рассеялись с приходом экономического спада. Эйки Нестор пишет, что нынешнее правительство подобно человеку, живущему на прожиточное пособие, который вместо того, чтобы обучиться новому ремеслу, надеется на старые знания.

Возможно, это сравнение покажется немного неук­люжим, но Эстонская Рес­публика сейчас напоминает государство, живущее на страховую компенсацию по безработице, поскольку в ход пускается имущество, накопленное ранее. А у оставшегося без работы есть два варианта: или обучиться новому ремеслу, или надеяться на старые знания и умения.



Разумеется, рассчитывать на старую профессию удобнее. И по-человечески это понятно. Но, к сожалению, при этом весьма велик риск в скором времени очутиться на прожиточном пособии, поскольку возможностей выбора куда меньше.



Пребывающее у власти правительство ведет себя, следуя именно последнему варианту, так что вероятность того, что Эстония через какое-то время окажется на своего рода прожиточном пособии Международного валютного фонда (МВФ), только увеличивается.



Потому что нет никакого плана, а для принятия больших решений у правящей коа­лиции меньшинства должно быть куда больше развито государственное мышление, чем это имеется в действительности. Нет настоящей, а не декларируе­мой, заботы о государстве.



Весной правительство решило, что достаточно будет сделать половину расчетов, раз все не получается, и теперь ясно, что вторая половина с большой долей вероятности станет непосильной задачей, потому что нет идей.



Правительство состоит из двух партий, которые сохраняют власть лишь благодаря Мареку Страндбергу и его «зеленым» друзьям. Мифы Партии реформ рассеялись с приходом экономического спада. Больше никто не говорит о бюджете, который «железно» приведет к сбалансированности, поскольку в условиях спада экономики это звучит абсурдно.



Вера в достижение успеха путем постоянного снижения налоговых ставок не нашла подтверждения на практике, и вопрос теперь не в том, как и какие налоги снижать, а в том, какие налоги поднимать. Здесь правительство сделало неверный выбор, увеличив ставку НСО и, как следствие, налоговое бремя людей со средними и низкими доходами. То есть правые партии сделали то, против чего постоянно выступали социал-демократы, находясь в правительстве.



Не хочется переходить на личности, и все-таки — не стоит ли Партии реформ подумать о кандидатуре такого премьер-министра, который не говорил бы так много, однообразно и на одну и ту же тему, а вместо перекладывания ответственности с больной головы на здоровую руководил бы правительством? Это пошло бы на пользу как государству, так и самим реформистам.



Ксожалению, в старом духе, то есть так и не научившись ничему новому, продолжает и Союз Отечества и Res Publica. Два года я изнутри наблю­дал, как громкими лозунгами призывали урезать и еще раз урезать расходы, сердились, мол, почему не урезаем? А когда дело дошло, наконец, до урезания бюджета, крикуны куда-то пропали.



Красноречивую оценку финансовой ситуации Эстонии дали наши партнеры по Eesti Telekom своим желанием купить акции по цене, которая подходит, в первую очередь, им самим.



Продажа акций ни на йоту не помогла бы правительству сбалансировать бюджет, поскольку это означало бы просто обналичить имущество, до этого находившееся в акциях. Но такой шаг помог бы правительству выполнить те обязательства, которые требуют денежного покрытия, потому что зарплаты и пенсии нужно платить кронами, а не акциями.



Этим предложением наши партнеры показали, что для правительства Эстонии вопрос заключается не в том, каков дефицит бюджета, а в том, сумеет ли государство покрыть свои обязательства средствами из государственной казны. Угроза оказаться на дотации МВФ сейчас куда реальнее, чем раньше. Есть ли смысл в такой ситуации продавать курицу, несущую золотые яйца, это и в самом деле только вопрос цены.



Конечно, нам не приходится ожидать от правительства, что оно признает свою неспособность в течение двух лет перевести Эстонию на евро. Возможно, это и не в интересах кроны как величины. Но в бюджете 2011 года в таком случае должно быть прописано, как страна сможет справиться без международной помощи.



Если мы фактически за год сумели забыть требование сбалансированности бюджета, возможно, мы спокойно сможем подойти к Маастрихтским критериям как к цели более отдаленного будущего, отказываться от которой нет никакой причины.



Но наряду с этим осознанием должны быть разработаны необходимые как воздух государственные программы для снижения социального напряжения, оживления экспорта и внутреннего рынка.



Но на евро нынешнее правительство Эстонию не переведет: для этого у правых партий нет ни политической способности, ни воли, ни управления. К сожалению, правительство меньшинства растратило преимущества Эстонии перед южными соседями.

Комментарии
Copy
Наверх